КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Что знало общество о геях и лесбиянках в СССР

Данный раздел является последовательным изложением информации, взятой из различных источников. К сожалению, украинских материалов по этой теме мало. Но следует отметить, что положение геев и лесбиянок в Украине в рассматриваемое время мало отличалось от того, которое было, к примеру, в России


Общество в СССР, начиная от революции 1917 года и до развала Союза в 1991 году, прошло непростой путь. На разных этапах этого пути имелись отличия в информированности общества о сексуальных меньшинствах, их проблемах, да и о их существовании вообще, менялось отношение к ним.

Существует мнение, что гомосексуализм был легализован большевиками в 1917 после прихода к власти. Особенно популярна была эта точка зрения в 20-е годы в левацких организациях Западной Европы и Америки. Даже в наше время Дан Хейли, например, считает, "что у большевиков был по крайней мере один мотив поступить именно так: новый уголовный кодекс в отличие от прежнего существовавшего в буржуазной России должен был декларировать свободу личности, в том числе и в области сексуальных отношений" 1.

По уголовному кодексу Российской империи, действительно, гомосексуализм был преступлением. Но большевики не просто отменили эту статью, они отменили весь кодекс. Как справедливо заметила в ответ на подобные публикации о якобы имевшей место легализации гомосексуализма покинувшая Россию в 1922 году Нина Берберова: "Ведь в таком случае отменой старого кодекса также легализовались и убийства, и изнасилования, и инцест. Против этого у нас в 1917-1922 гг. не было никаких писаных законов" 2. Отсутствие законов уголовного права на практике означало массовые репрессии против всех подозрительных и "социально далеких", оправдываемые "революционной целесообразностью" 3.

Вообще понятие о "свободе личности" глубоко чуждо духу большевистского учения. Например, вот что говорил о демократии в 1919 году Н.И. Бухарин: "Пролетариату нужна была раньше демократия потому, что он не мог еще реально помышлять о диктатуре... Теперь, когда наступила эпоха прямого штурма капиталистической крепости и подавления эксплуататоров, только убогий мещанин может довольствоваться рассуждениями о "защите меньшинства" 4. "Мы говорим: нравственность - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов", - так учил молодых коммунистов В.И. Ленин 5.

Что касается отношения к сексуальным меньшинствам, то вожди большевиков вообще никак не выражают свое отношение к ним. Однако, как пишет американский юрист Стивен Ле Бланк: "Постольку, поскольку взгляды российских марксистов основывались на взглядах и работах самих Маркса и Энгельса, скорее всего, их отношение к гомосексуализму было враждебным" 6. Известно высказывание Энгельса о греках античности, которые "погрязли в противоестественной любви к мальчикам и... обесчестили своих богов, как и себя, мифом о Ганимеде" 7, а также демонстративное отречение Маркса и Энгельса от немецкого социалиста Жана-Батиста фон Швейцера, арестованного за гомосексуализм в 1869 году 8.

Но, пока шла Гражданская война, пока шла ожесточенная идейная и политическая борьба за наследие Ленина после его смерти, лидеры большевиков до поры до времени терпели "левацкие" взгляды в области половой морали части своих соратников (гомосексуал Чичерин Г.В. - наркоминдел 1918-1930 гг., сторонница свободных сексуальных отношений Коллонтай А.М. - нарком государственного призрения 1917-1918 гг., член ЦК), а также влияние на подобные взгляды со стороны эсеров и анархистов. Факт остается фактом. Период с 1917 по примерно 1925-1926 года был временем невиданного расцвета бесцензурной (если речь не шла о политике) печати 9. Чрезвычайно либеральным было законодательство в области брака, семейных отношений. В проектах уголовного кодекса, готовившихся в 1918 и 1920 гг., по-видимому эсерами или беспартийными специалистам 10, а также в окончательно принятом в 1922 году новом уголовном кодексе отсутствовало наказание за добровольные гомосексуальные отношения между совершеннолетними партнерами. В какой-то степени справедливо утверждение В. Райха о "сексуальной революции" в России 11.

Ведущий специалист по половому вопросу после 1917 года Г. Баткис писал: "Революция не оставила камня на камне от старых и крайне ненаучных законов. Буржуазные законы требуют господства двойной морали над сексуальностью... Что касается гомосексуализма, содомии и различных других форм сексуального удовлетворения, которые европейское законодательство рассматривает как угрозу общественной морали, то советское законодательство относится к ним как к так называемым "естественным" половым отношениям. Все формы половой жизни являются частным делом" 12. К сожалению, эта точка зрения не стала господствующей. Большинство специалистов, как и в дореволюционной России, "предпочитали верить в то, что простые русские люди были совсем невинными, в смысле так называемых половых извращений. Только когда эти люди из народа попадали в большие города или - что еще хуже - знакомились там с иностранцами, они теряли свою невинность" 13. Довольно мирно уживались два взгляда на гомосексуализм: "1. Что это "черта варварского бескультурья", "свинство полудиких народов"; 2. Что это проявление "сверхрафинированной культуры извращенной буржуазии" 14. Оба взгляда, с некоторыми видоизменениями, дожили до нынешнего времени. Даже И.С. Кон оговаривается, когда пишет как раз о 20-х гг.: "В уголовных кодексах РСФСР 1922 и 1926 гг. гомосексуализм не упоминается, хотя там, где он был сильнее всего распространен, в исламских республиках Азербайджане, Туркмении и Узбекистане, а также в христианской Грузии соответствующие законы сохранились" 15.

Но даже с отменой уголовного преследования за гомосексуализм (как видим, даже не во всех республиках СССР) не прекратилось полностью преследование гомосексуалистов. В качестве повода использовались нарушение общественной морали или "содержание притонов разврата" 16. Кроме того, уйдя из области уголовного права, гомосексуалы стали объектами пристального внимания психиатров. Д. Хейли приводит в качестве примера статьи в специальных психиатрических изданиях А.О. Эдельштейна (1927 г.) о случае с лесбиянкой, выдававшей себя в Гражданскую войну за мужчину, и В.А. Белоусова (тот же год) "Случай гомосексуала - мужской проститутки" 17. В обоих случаях гомосексуальность личности рассматривалась как признак психопатологии.

В конце 20-х годов, по мере формирования пирамиды власти в СССР со Сталиным на ее вершине, с жесткой регламентацией всех сторон жизни, существующее положение в области семейной, половой морали перестало удовлетворять власть. Озвучивающий тогда Сталина Н.И. Бухарин так очерчивает недостатки культурного строительства в 1928 году: "разрушенная (и поделом разрушенная) старая семейно-половая "мораль", но еще слабое воздействие вырабатывающихся новых норм поведения в этой области" 18.

И началось постепенное наступление на завоевания "сексуальной революции". Оставшиеся немногочисленные островки личной свободы стали сужаться. Лозунг нового времени звучит так: "Счастье всех достигается за счет счастья каждого. Будьте как все, чтобы быть счастливым" 19. Укрепляется семья как "ячейка общества". Стало сложнее заключить, а главное, расторгнуть брак. В связи с политическими процессами появилось понятие "член семьи изменника родины". Практически каждому гражданину Союза вменялось в обязанность следить за благонадежностью членов его семьи. Вопреки мнению большинства 20 был принят закон о запрете абортов. Сексуальная жизнь членов общества должна была быть подконтрольна государству. В контексте этих изменений очень естественным был запрет на "противоестественные" сексуальные отношения.

Любопытно, что несмотря на почти синхронное с советским начало преследования гомосексуалистов Гитлером, в советской печати начала 30-х годов прокатилась кампания против гомосексуализма, как проявления "вырождения фашисткой буржуазии" 21. Даже закон (статья 154а УК РСФСР), согласно которому мужеложство стало преступлением и который подтверждал постановление ВЦИК от 17 декабря 1933 года, был, кажется, не случайно подписан 7 марта 1934 года, в годовщину прихода Гитлера к власти.

Найдена докладная записка Г.Г. Ягоды И.В. Сталину от 15 сентября 1933 года о раскрытии "объединения педерастов" в Москве и Ленинграде (арестовано 130 человек) и резолюция Сталина: "Надо примерно наказать этих мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление" 22. Но представляется, что это было все же поводом, а не причиной введения уголовного наказания. Нельзя даже однозначно утверждать, что такие организации существовали на самом деле, а не выдуманы фантазией следователей.

Начало преследования геев было отрицательно воспринято геями-коммунистами за пределами СССР, которые зачастую вступали в компартию потому, что были уверены в последовательности борьбы коммунистов за права угнетенных, в том числе и сексуальных меньшинств. Член компартии Великобритании Г. Уайт написал в мае 1934 года письмо Сталину, пытаясь доказать, что такое преследование противоречит марксистско-ленинским принципам (как их понимал автор). Показательна резолюция на письме: "В архив. Идиот и дегенерат. И. Сталин" 23.

Так или иначе, в потоки репрессированных влился ручеек людей с "необщепринятой сексуальностью". А. Солженицын свидетельствует: "... для видных интеллигентов в 30-е годы иногда считали более изящным состряпать какую-нибудь постыдную статейку (вроде мужеложства...)" 24. С 1934 по конец 80-х годов ежегодно по этой статье осуждалось до 1000 мужчин. 25 Женщинами-гомосексуалами, как и прежде, занимались психиатры. То ли лесбиянки не были склонны создавать "организации", то ли мужчины, наделенные властью, по-прежнему отрицали наличие у женщины самостоятельной сексуальности.

Что же касается освещения темы гомосексуализма для общественности, то происходило следующее. В мае 1934 года М. Горький в "Правде" и "Известиях" разоблачал германский фашизм, при котором гомосексуализм безнаказанно развращает молодежь и где "уже сложилась саркастическая поговорка: "Уничтожьте гомосексуализм - фашизм исчезнет" 26. Еще в январе 1936 года нарком юстиции Н. Крыленко очерчивал так круг лиц, занимающихся гомосексуализмом: "Деклассированная шпана либо из отбросов общества, либо из остатков эксплуататорских классов. Им уже некуда податься. Вот они и занимаются педерастией" 27. Но уже очень скоро тема исчезла со страниц печати. Более того, где-то с конца 30-х годов было наложено строгое табу на любое упоминание об однополой любви где бы то ни было, кроме специальной юридической и медицинской литературы, доступ к которой был ограничен. Не допускалось упоминаний о личной жизни известных исторических личностей. Не переводились и не печатались литературные произведения, где упоминалась тема гомосексуализма (как и другие "нестандартные" отношения в половой сфере). Скажем, при переводе арабских поэтов стихи, адресованные юношам, становились посланиями к девушкам 28.

Положение сохранилось и после смерти Сталина. "Оттепель" не коснулась области сексуальных отношений. Продолжалось уголовное наказание гомосексуалистов и психиатрическое преследование лесбиянок. Если кто-то из видных интеллигентов был реабилитирован (певец В. Козин, киноактер Н. Оболенский), то стыдливо замалчивалось, что они были осуждены по пресловутой статье. В применении уголовного наказания существовали разные подходы. Если при Сталине могли известных интеллигентов-геев (Н. Клюев, Ю. Юркун) осудить и по политической статье, то позднее, когда пытались скрыть применение наказаний за инакомыслие, прикрываясь статьей, ломали судьбы неугодным, создавая по форме уголовные, а по сути политические дела - С. Параджанов, Л. Клейн, З. Корогодский (последний уже в 1986 году) 29. И это при том, что были в разное время довольно заметные (например, С. Лемешев), но лояльные к власти личности, на гомосексуальность которых смотрели сквозь пальцы, используя ее как своего рода гарантию такой лояльности. ОГПУ, НКВД, КГБ в разное время использовали "голубых" агентов в своей деятельности для дискредитации "нужных" людей, вербовки иностранцев 30.

Но если такие островки "свободы" и существовали, то незаметно для подавляющего большинства населения. Сменяли друг друга целые поколения людей с "ненормальной" сексуальностью, которые не могли практически ничего узнать о том, кем они являются, и кому приходилось жить с грузом представлений о том, что они нечто такое мерзкое, о чем и говорить даже неприлично. Одновременно одно за другим появлялись поколения "нормальных", которые или не слышали о таком явлении, или были уверенны, что "это" есть только в тюрьме, монастыре или Грузии (так следовало из сальных анекдотов), в крайнем случае где-то на "гнилом Западе". Характерно высказывание бывшего президента Украины Л. Кравчука, который формировался как личность и политик как раз в описываемое время: "До последнего времени я просто не верил, что ТАКОЕ бывает в жизни. Я думал, что это просто какая-то художественная фантазия, которую придумали люди. Но когда уже в зрелом возрасте я увидел все эти фильмы - художественные и документальные - я просто не нашел слов, чтобы объяснить это явление" 31.

Некоторый поворот наметился с начала 70-х годов. Начала публиковаться рассчитанная на широкий круг читателей литература по вопросам сексуального просвещения. В учебнике уголовного права М. Шаргородского и П. Осипова, вышедшем в это время, говорилось: "Существуют серьезные сомнения в целесообразности сохранения уголовной ответственности за неквалифицированное мужеложство" 32.

Но на мнение ученых внимание не обратили. Как и на то, что подобные вопросы возникали на совещании ученых-сексологов социалистических стран (Лейпциг, 1981 г.). На тот момент уголовное наказание за гомосексуализм существовало только в двух социалистических странах: СССР и Румынии 33. В пособии, посвященном половому просвещению учителей и родителей и вышедшим общим тиражом более 1 млн. экземпляров, гомосексуализм трактовался как опасное извращение, противостоящее не только "нормальным гетеросексуальным половым отношениям, но и системе культурных, моральных достижений общества" 34.

В 1986 году начался последний период истории СССР, связанный с именем М.С. Горбачева и такими понятиями как "гласность" и "перестройка". Среди прочего, изумленное общество в СССР узнало, что, оказывается, в стране есть не только секс, но и те, кто "любит не так, как все". За годы полного господства одной идеологии и недопустимости инакомыслия во всех сферах, общество заразилось духом ненависти, неприязни ко всему необычному, не одобренному свыше, поэтому в большинстве своем также отнеслось и к новым для себя понятиям: "гей", "лесбиянка", и к тем, к кому эти понятия относились. Вот характерные высказывания в ходе опроса, проведенного в начале 1990 года среди молодежи: "Нужно расстреливать гомосексуалистов, ведь они неполноценны" (лаборантка 21 год). "Это неприятное явление, их нужно подвергать аресту" (работница текстильного комбината, 26 лет). "Общество должно истреблять их" (студент журналистики, 27 лет). "Их нужно пытать" (водитель, 22 года). Но несколько лет даже частичной свободы слова не прошли даром. Вот другие мнения. "Они ненормальные. Но и у больных людей должно быть право общаться, например, друг с другом... С ними нужно общаться, как с душевнобольными" (слесарь, 25 лет). "Агрессивное отношение к ним ужасно. Некоторые парни с нашей фабрики объединяются в группы, чтобы идти к месту встречи гомосексуалистов у Большого театра и бить их. Я против этого." (токарь, 27 лет) 35.

В 1989 году 2600 респондентам был задан вопрос: "Как следовало бы поступить с гомосексуалистами?" Ответы были следующими: "уничтожить" - 31%, "изолировать" - 32%, "помогать" - 6%, "предоставить самим себе" - 12% 36. Ухудшила положение начавшаяся эпидемия СПИДа. Вину за нее, среди прочих "групп риска", возложили на гомосексуалов. В 1986 году заместитель министра здравоохранения и Главный санитарный врач СССР академик медицины Н. Бургасов заявил: "У нас в стране отсутствуют условия для массового распространения заболевания: гомосексуализм как тяжкое половое извращение преследуется законом" 37.

Тем не менее, стало все-таки возможным более или менее свободно на страницах печати, на радио и телевидении говорить о проблемах сексуальной ориентации. Очень ценно было то, что среди этих публикаций пробился голос живых людей с их рассказом об искалеченных судьбах, о трагической обреченности быть одиноким, непонятым, невозможности найти себе подобных. С каждым разом все громче звучало мнение специалистов о необходимости отмены уголовного преследования гомосексуалистов, более терпимого отношения к геям и лесбиянкам.

Вот несколько высказываний видных специалистов-медиков из публикаций того времени. С. Агарков: "Гомосексуализм может развиваться на болезненной почве и быть синдромом некоторых психических заболеваний. В других случаях гомосексуализм формируется, начиная с подросткового возраста, и тогда представляет собой не болезнь, а своеобразное нарушение личности... К сожалению, на сегодняшний день лечением гомосексуализма в стране занимаются единицы" 38. А.Н. Игнатов: "Гомосексуализм - проблема не юридическая. Конечно, это нежелательное явление, поэтому необходимы меры, направленные на то, чтобы его ограничить. Но это должны быть меры не уголовно-правового, а медико-социально-педагогического характера" 39. А.Н. Белкин: "Гомосексуалисты - это сложная категория населения. Есть люди безусловно больные, которые нуждаются в лечении и хотят лечиться. Есть группа, которая не хочет лечиться и не пойдет к врачу, - их большинство. Что ж, пожалуй, никто их насильно лечить не собирается, общество просто должно выработать более терпимую позицию по отношению к этой группе" 40. Л.Г. Герцик: "У меня лично не вызывает никакого протеста возможность создания гомосексуальной семьи. Общество от этого не пострадает, хотя я понимаю, что сейчас моя мысль будет воспринята в штыки как крамола" 41.

Большую роль сыграли взвешенные, квалифицированные выступления в печати И.С. Кона и, прежде всего, выход в свет в конце 80-х годов нескольких изданий его книги "Введение в сексологию", в которой довольно большая часть была посвящена проблемам гомосексуальных отношений в их медицинских, социальных, культурологических аспектах. И все это без предвзятости, с истинно научных, гуманистических позиций. Из чисто украинских публикаций можно отметить рассказ Генрика Маркевича "Голубой кент по кличке "Мышка"" в первом номере газеты "АНТИСНIД" в декабре 1990 года. В нем дается довольно реалистическая картина жизни определенного среза геевской субкультуры конца 80-х годов 42. Этим она отличалась от других публикаций, показывающих жизнь геев в довольно искаженном виде или просто несколько абстрактно.

В 1990 году появилась первая геевская газета "Тема" (Москва). Походила она больше на самиздатовский листок, отреагировали на ее появление поначалу только в подобных маргинальных изданиях (молодежных, посвященных рок-музыке). Тот же год ознаменовался еще двумя событиями. В июньском номере газеты "СПИД-инфо" было напечатано обращение якобы созданной Ассоциации сексуальных меньшинств, главным содержанием которого был призыв к президенту СССР, Верховным Советам СССР и союзных республик приостановить уголовное преследование гомосексуалистов 43. С 28 по 30 мая 1990 года в Институте истории АН Эстонии проходила конференция "Сексуальные меньшинства и общество. Изменение оценок гомосексуальности в ХХ веке в Европе". На ней была дана оценка положения сексуальных меньшинств в СССР 44.

В конечном итоге, все это не могло не сыграть свою роль в тех процессах, которые происходили в ставших в 1991 году независимыми бывших республиках СССР - в плане отношения общества к сексуальным меньшинствам. Но после развала Союза в каждой, отныне самостоятельной стране, эти процессы имели свои особенности.

Жизнь геев и лесбиянок в Украине в последнее десятилетие перед обретением независимости

Данный раздел в большей части написан на основе информации, полученной из писем и бесед с геями и лесбиянками старшего поколения


Прежде чем осветить различные аспекты жизни геев и лесбиянок в Украине с 1981 по 1991 год, несколько предварительных замечаний. Во-первых, общественная жизнь Украины, Белоруссии и Европейской части России была в это время настолько сходной, что все нижеизложенное, по большей части, справедливо для всех этих регионов. Во-вторых, это десятилетие в жизни общества Украины (сексуальных меньшинств, в частности) было очень значимым. Если первое пятилетие сохраняло черты долгого предыдущего периода замалчивания проблем и существования геев и лесбиянок исключительно в тени, то второе было временем перемен, заложивших основы существующего в настоящее время положения. В-третьих, говоря о жизни геев и лесбиянок в это время, приходится толковать эти понятия (гей, лесбиянка) довольно широко. Рассматривается жизнь не только тех, кто уже тогда считал себя таковым, но и тех, кто сделал это по разным причинам позже, а также тех, кто фактически имел преимущественно гомосексуальные контакты, не желая себя как-нибудь определять или определяя себя "нормальным". И последнее - человек не исчерпывается своей сексуальной ориентацией, поэтому во всем остальном геи и лесбиянки Украины были частью современного им общества. Просто у них на одну проблему было больше.

Самоосознание

В жизни каждого гея или лесбиянки есть своеобразная точка отсчета, которая делит жизнь на "до" и "после" - осознание своей сексуальной ориентации. Для того, чтобы это произошло, необходимо наличие нескольких факторов, помогающих самоидентификации. Прежде всего, нужна информация о тех, с кем бы мог соотнести себя человек, анализируя свои склонности и желания. Как указывалось выше, до 88-89 гг. такой информации было очень мало, имевшаяся же несла негативную оценку гомосексуальной личности, содержала огромное количество неточностей, а то и явных нелепостей. Неудивительно, что большое количество мужчин и женщин, не имея интереса к противоположному полу, не могли ни понять причин этого, ни принять факт присутствия влечения к собственному полу. Многие из них вступали в брак, принимая потом как должное свою фригидность (женщины - латентные лесбиянки) или невысокую интенсивность своей интимной жизни (мужчина - латентный гей). Они мучались от смутного ощущения, что что-то не так с их сексуальностью, но установка "Я - не гей" была настолько сильной, что даже последовавшие потом "положительные" публикации о геях и лесбиянках не у всех смогли ее поколебать. Для этого надо было нечто большее.

Но все-таки определенная часть геев и лесбиянок и в это время смогла себя осознать, даже только анализируя свои самоощущения и сравнивая их с информацией о гомосексуалах. В доперестроечное время это были те, у кого родители имели специальную литературу или кто сам по своей специальности имел к ней доступ (медики, юристы), а также немногие, побывавшие за рубежом и нашедшие нужную информацию там. В перестроечное время многим наконец понять себя помогла информация, почерпнутая из газетных публикаций или из той же книги И.С. Кона "Введение в сексологию". В этой информации главным было то, что, как оказалось, быть геем или лесбиянкой не равнозначно тому, чтобы быть монстром.

Следующий фактор, помогавший осознать себя геем или лесбиянкой, - собственный гомосексуальный опыт. Прежде всего, это подростковое сексуальное экспериментирование, оказывавшееся значимым для одних и прошедшее бесследно (?) для других. Такие эксперименты обычны в интернатах, в подростковых спортивных секциях, кружках художественной самодеятельности, где подростки одного пола тесно контактируют друг с другом. Но и у взрослых мужчин и женщин в силу жизненных обстоятельств случается так, что дремавшие до того желания пробуждаются - то ли под воздействием алкоголя, то ли по инициативе лучше понимающего себя партнера, то ли по другим причинам - и случай предоставляет возможность для их реализации. Хотя сексуальный контакт - это не обязательно. В юношеском возрасте (особенно у девочек, хотя мальчики тоже не исключение) у многих понимание своей гомосексуальности приходило после сильной, мучительной влюбленности в представителя своего пола (одноклассник, учитель), о которой тот даже и не догадывался.

Но наличие гомосексуального опыта в сочетании с сильным влечением к своему полу отнюдь не означало автоматического признания себя геем или лесбиянкой. Психика защищается, не позволяя признать себя "чудовищем" и придумывает причины, по которым "я еще не гей" (лесбиянка). Существовали в рассматриваемое время и дожили до настоящих дней расплывчатые, разные для разных людей границы, не переходя которые "еще не педераст". Приходилось даже слышать, что, мол, быть в некоторых позах пассивным в анальном сексе нельзя, иначе "уже точно нормальным не будешь".

Следующий фактор - влияние людей, уже осознавших свою гомосексуальность. После случайного знакомства (сексуального контакта) уже сознающий себя геем передавал другому вместе с ободряющим "быть голубым тоже неплохо" систему взглядов на жизнь, а также свои предрассудки, мифологию, собственный образ жизни, молчаливо предполагая, что альтернативы ему нет.

Поиск себе подобных

В это десятилетие в Украине, рассматривая жизнь геев и лесбиянок, можно заметить некоторый парадокс. В одно и то же время, в одном и том же месте жили и те, кто отчаялся найти хоть кого-то сходной сексуальной ориентации, и те, для кого новые сексуальные знакомства были обыденным явлением. Уголовно наказуемый, целенаправленно замалчиваемый, морально осуждаемый мир гомосексуалов приспособился и научился быть невидимым для непосвященных. Поэтому очень многие, уже осознавшие свою гомосексуальность, пока им не помогал случай оставались в одиночестве. Газеты и журналы времен перестройки полны писем от геев, лейтмотив которых: "Я одинок. Я в отчаянии". Другим же везло и им удавалось разглядеть "товарища по несчастью" в сокурснике, коллеге на работе, в туристической поездке или спортивной секции - там, где выпадал случай. "Товарищ", в свою очередь, мог уже иметь одного или нескольких друзей (или подруг, если речь идет о лесбиянках). Далее уже было легче.

Наиболее массовым у геев (во всяком случае, наиболее заметным) способом знакомства была система встреч в определенных местах с соблюдением определенных правил. "Плешка" (место встреч и знакомств некоторой части геев), в широком смысле этого слова, - это целый мир внутри мира геев, который, в свою очередь, погружен, тесно сплетаясь с ним, являясь его неотъемлемой частью, в мир современного ему общества. В каждом, даже небольшом городе Украины было хотя бы одно место встреч геев. Чаще всего, это был общественный туалет около вокзала, а также парк неподалеку. В больших городах было несколько "плешек", отличавшихся друг от друга оживленностью, составом завсегдатаев. В разное время популярность того или иного места менялась. "Плешками", кроме названых мест, бывали парки, скверы (желательно с туалетом), туалеты на больших спортивных сооружениях, в приморских городах - пляжи. Кое-где были популярные у геев кафе, где также заводились новые знакомства. Гей, принадлежавший к миру плешки или вхожий в него, приезжая в незнакомый город, ориентировался или по рассказам знакомых, или по надписям в туалете, служившим своеобразной доской объявлений.

Отдельного упоминания заслуживают бани, где особо любимы геями были душевые кабинки и общие парные отделения, а также общественный транспорт. В советское время в часы пик битком набитый транспорт предоставлял широкие возможности для смелых прикосновений (фроттаж), а при удаче и знакомства. Ну и, наконец, два гея могли узнать друг друга в толпе, просто идя друг другу навстречу, только по нюансам эмоций, читаемых во взглядах (нам рассказывали о таких случаях).

Объявление о службе знакомств для сексменьшинств появилось в московской газете "СПИД-инфо", распространявшейся и на Украине, только в самом конце рассматриваемого периода - в 1991 году 45.

Стиль жизни

Необходимость скрывать свою личную жизнь от окружающих была причиной того, что геи и лесбиянки вынужденно вели двойную жизнь. Особенно нелегко приходилось состоящим в браке. Кое-кому удавалось легализовать своего гомосексуального партнера в семье как друга (подругу, в случае с лесбиянками). Но не всегда к наличию такой тесной дружбы семья относилась лояльно. В таком случае приходилось прятать от семьи не только сексуальные отношения с партнером, но и само его наличие (по крайней мере то, насколько тесны отношения у двух мужчин или женщин). Случаи, когда супругам доверяли тайну своей гомосексуальности, в то время были очень редки. Справедливости ради надо сказать, что положение холостых мужчин и незамужних женщин-гомосексуалов отличалось ненамного. В советской Украине мало кто имел отдельное жилье. Родители довольно часто вмешивались в то, с кем дружат их сын или дочь. Хотя в целом признавалось нормальным, что парень или девушка имеют до вступления в брак близкого друга (подругу). Хуже было, когда постоянного партнера не было и один "друг" сменял другого. В таком случае все зависело от отношений, сложившихся в семье.

Кроме удовлетворения сексуального желания, очень важно для гея или лесбиянки иметь, особенно в недружественном окружении, свой собственный круг общения, где можно было бы чувствовать себя естественно, не притворяться, быть самим собой. Постепенно складывались компании, общины друзей. Объединяли такие группы уже тогда, как правило, не только сексуальная ориентация, но и какие-то другие общие интересы. Многое зависело от случая, от размеров города. В небольших городках и группы были поменьше числом, и состав их, по большей части, был случайным. В крупных городах была бульшая вероятность возникновения довольно больших групп, сравнительно однородных по культурному, интеллектуальному уровню. Кто-то мог быть вхож в несколько групп, являясь связующим звеном между ними. Отношения внутри группы складывались по-разному. Где-то это могло быть объединение только для общения и интимную жизнь члены группы имели "на стороне". В других случаях (не таких уж частых, как принято считать) члены группы практиковали беспорядочную смену партнеров внутри группы, вплоть до группового секса, иногда допуская в свои ряды новичков. Чаще всего же внутри группы были одна-две устойчивые пары, остальные были одинокими или решали свои сексуальные проблемы вне своей группы.

Посетителей плешек можно условно разделить на две группы. Первые бывали там не часто и только с одной целью - найти себе полового партнера. Связь в таком случае представляла из себя однократный половой контакт тут же на плешке или где-то поблизости, в ходе которого партнеры могли не обменяться и словом. Это были и женатые мужчины, и те, кто считал себя гетеросексуалом, но время от времени нуждался в снятии накопившегося сексуального неудовлетворения. Они, вероятно, боялись, что более устойчивая, "очеловеченная", гомосексуальная связь сделает из них гея или, как тогда чаще говорили, "голубого". Захаживали таким же образом на плешку и те, кто понимал свою сексуальность, кто мог даже иметь круг друзей той же ориентации. В этом случае происходило как бы разделение: друзья - для души, а парень с плешки - для тела. Чего с ним долго разговаривать? Для другой группы посетителей плешки она была своеобразным клубом, где не только можно найти сексуального партнера, но и встретить "своих", посплетничать, отдохнуть от необходимости притворяться таким как все. Кто-то мог предпочитать заводить знакомства в бане или транспорте, но и они приходили на плешку для общения. Впрочем, и на плешке могли завязываться прочные связи, дружба. Кто-то на время выпадал из круга, чтобы потом появиться вновь.

В условиях угрозы уголовного преследования, о себе сообщали минимум сведений. В ходу были клички, чаще всего женские. В их придумывании часто проявлялась настоящая изобретательность. Геевский мир создал свой собственный фольклор, свой жаргон. Своеобразное явление среди завсегдатаев плешки - "хабальство". Будучи в обычной жизни неотличимыми от других мужчин, часть "плешечных" геев, приходя на плешку, среди своих преображалась. При определенных обстоятельствах (нет посторонних и достаточно много "своих") разговором (протяжное, округлое произнесение слов с проглатыванием окончаний - "московский" говор), манерой поведения они становились похожими на карикатурное изображение женщин. Следует полагать, причина такого явления - в компенсации психикой тех усилий, что затрачиваются в повседневной жизни геями на соответствие заданному образцу мужественности, а также в последствиях тех ненормальных условий, в которых происходило становление личности гея - в обществе, в котором гомосексуальные наклонности презираемы, где гомосексуалист равнозначен женщине в мужском теле.

Что касается однополых семей, то не так часто, но уже и тогда на Украине бывали случаи таких союзов, возникавших вопреки давлению общественного мнения и тем трудностям, которые приходилось преодолевать. Это и сложность найти не просто сексуального партнера, но близкого по характеру, интересам, это и жилищная проблема, это и беззащитность перед вмешательством в свою личную жизнь со стороны окружающих.

В целом же мир геев и лесбиянок так же многообразен, как и мир гетеросексуалов. Поэтому сложно описать все возможные (и существовавшие) формы организации геями и лесбиянками своей личной жизни.

Проституция

Проституция среди геев в рассматриваемое время на Украине не имела массового распространения. Найти партнера было так непросто, сам контакт был настолько рискованным для обоих участников (соучастников преступления) мероприятием, что брать за это деньги как-то не приходило в голову. Другое дело, что в качестве платы можно было рассматривать выпивку, угощение, возможность переночевать или какие-то другие мелкие услуги (такое, естественно, имело место), хотя прямой зависимости между интимной близостью и вознаграждением, как правило, не было. Геи из партийной и хозяйственной элиты могли пристраивать своих любовников на "теплые места". Но в этих случаях сложно сказать чего было больше: желания отплатить за услуги или необходимости иметь его ближе к себе, делая более оправданными для окружающих встречи с ним.

Проституция в полном смысле слова имела место лишь в курортных центрах (южный берег Крыма) - и то лишь в разгар сезона, - крупных портах (Одесса), столице (Киев). Клиентами парней-проституток были в основном иностранцы, а также немногочисленные отечественные состоятельные геи. И геи-проститутки, и их клиенты знали места (вблизи определенных гостиниц, ресторанов), где можно было найти друг друга.

Случаи проституции среди лесбиянок, если таковые вообще имели место, были еще менее заметны.

Геи, лесбиянки и насилие, криминальный мир

Геям, в большинстве случаев, не свойственна агрессивность. Поэтому случаи сексуального, равно как и несексуального, насилия со стороны геев достаточно редки. Как правило, сексуальное насилие в гомосексуальной форме проистекает со стороны тех, кто сам себя гомосексуалистом не признает. Довольно часто в рассматриваемый период такое насилие встречалось в подростковой среде (в интернатах, среди "трудных" подростков), а также как проявление неуставных отношений в армии. Массовый характер имело гомосексуальное насилие в условиях заключения. Половой акт в таком случае символизировал более высокий статус насильника и, соответственно, более низкий жертвы. Отметим также наличие в это время уголовных дел о гомосексуальном насилии, возникших из-за того, что один из партнеров изображал из себя жертву насилия, чтобы самому избежать наказания по статье о мужеложстве.

Несексуальное насилие над геями проявлялось по-разному. Причиной насилия могло стать неприятие одним из партнеров своей сексуальности: пойдя на поводу своих желаний во время случайного знакомства, он мог даже вступить в половой контакт, но потом приходило отрезвление. Вина за случившееся однозначно возлагалась на другого, а чтобы окончательно отгородится от происшедшего применялось насилие: "бью - значит не такой, как он". Объектом насилия становились также те геи, кто в общественном туалете, бане или транспорте по ошибке предлагал знакомство не тому, кому надо. В зависимости от того, кто был объектом домогательств (насколько агрессивен, нетерпим, близок к уголовному миру), это могло окончится руганью или избиениями. Бывали случаи и убийств.

Специфическим явлением был "ремонт". В перестроечное время часть молодежи восприняла публикации о геях и их проблемах весьма негативно, найдя в их лице врага, с которым следовало бороться. Обычно молодой симпатичный парень из группы "ремонтников" использовался в качестве приманки, появляясь в местах встреч геев. Жертву "подсадная утка" приводил или в укромное место неподалеку, или на квартиру. В обоих случаях там жертву ждала вся группа. После унижений, избиений и грабежа гея отпускали, хотя в некоторых случаях это могло закончиться и хуже. Другие группы "ремонтников" не утруждали себя и таким сценарием и приставали просто ко всем подозрительным ("не так" одет, серьга в ухе).

Некоторые представители криминального мира специализировались на грабеже геев. Все начиналось опять-таки со знакомства. Когда же гей приводил нового знакомого домой, тот после полового контакта (или без него) грабил хозяина. Расчет был на то, что жертва не пойдет в милицию из-за страха перед уголовным наказанием за гомосексуализм и тем, что эта сторона его жизни получит огласку.

Что касается лесбиянок, то в женских колониях, как и в мужских, массово практиковались гомосексуальные отношения. Но в силу особенностей женской психики, насилие было менее распространено, а когда имело место, то не носило столь жестокого характера, как в мужских колониях. Вне колоний лесбиянки могли стать жертвой насильника-гетеросексуала. В криминальном мире считалось чуть ли не доблестью вступить в половую связь с лесбиянкой (в особенности, с "активной"). В качестве приманки использовали женщину-проститутку. Впрочем, такие случаи были очень редки, так как лесбиянки редко выходили за узкий, "домашний" круг знакомств.

Криминальный мир не был исключением в плане наличия в его среде геев и лесбиянок. На лесбийские отношения смотрели снисходительно, однако при условии, что лесбиянка не прекращает удовлетворять желаний мужчины, а еще лучше, если вместе с подругой организует ему "зрелище". В отношении к мужчинам-гомосексуалистам (к тем, кто практиковал подобные отношения) было строгое разделение. Тот, кто выполнял в гомосексуальном контакте "мужскую" роль, не считался гомосексуалистом. Тот же, кто был "пассивным", считался существом низшего сорта, был презираемым и угнетенным. Хотя, естественно, и среди криминальной элиты существовали тщательно законспирированные "пассивные" геи.

Геи и служба в армии

В советское время геи, о ком такое становилось известно, не призывались на военную службу. Не подлежали призыву судимые за мужеложство и те, кто не был судим, но проходил по таким делам. Или же вот такой особый случай, рассказанный непосредственным участником событий. "И вот пробил час. Повестка, военкомат, медкомиссия... Когда подошла моя очередь к невропатологу, я выложил свой главный козырь и на вопрос: "На что жалуетесь?" - брякнул: "На гомосексуализм!" Что тут поднялось! Скандал! На меня орал и топал ногами военком, визжали сестры, грозили статьей врачи, хихикали в углу пацаны. Но отступать было поздно и я держался как герой... Состава преступления не было и меня упекли в *** психушку, а там нашли, что я вполне и более чем нормален, кроме одного... и дали статью о непригодности к военной службе - 9б "Половые извращения". Побоялись, видно, за нравственность советских вооруженных сил" 46.

Но, естественно, геи все же служили в армии. Не все были такими смелыми. Другие же во время призыва просто даже не понимали своей ориентации. В итоге, для многих в то время именно армия стала тем местом, где происходили их первые гомосексуальные контакты. По понятным причинам, в армейских условиях чаще возникают ситуации, когда двое молодых парней могут реализовать свои полуосозннаные (или осознанные) желания. Хотя, конечно же, и здесь многое зависит от случая. Как уже отмечалось выше, в некоторых частях, где неуставные отношения ("дедовщина") принимали наиболее уродливые формы, они, эти отношения, могли сопровождаться сексуальным насилием старослужащих над новобранцами. Но все-таки это были экстраординарные случаи. Как правило, гомосексуальные отношения в армии, в отличие от криминального мира, принимают более мягкие формы, чаще бывают добровольными. Кто-то именно в армии понял, что может быть не просто секс между двумя мужчинами, но и индивидуальная любовь.

Геи, лесбиянки и медицина

В большинстве своем, медики разделяли отрицательное отношение общества к геям и лесбиянкам. Медицинская литература в рассматриваемое время в Украине, как и в других республиках СССР, трактовала гомосексуализм как психическое заболевание, проявление извращенности личности. Серьезных исследований по этой тематике не велось. В медицинских книгах можно было встретить рассуждения о каких-то обобщенных характеристиках лиц гомосексуальной ориентации, основанные явно на изучении одного-единственного известного автору случая гомосексуальности. Объектом исследования чаще всего в таких случаях бывала какая-то явно дегенеративного типа личность или, в крайнем случае, не очень ловкий (или слишком наглый) завсегдатай плешки, попавший вначале в поле зрения милиции, а затем уж к исследователю.

В таких условиях геи и лесбиянки не могли обратиться к врачам ни со своими сомнениями по поводу своей сексуальной ориентации, ни с другими проблемами своей сексуальной жизни. Если такие консультации, помощь со стороны медиков и имели место, то носили частный характер.

Рассматривая гомосексуальность как болезнь, медицина предполагала тем самым, что ее можно лечить. Для лесбиянок, уголовно не наказуемых, психиатрическая лечебница была основным местом, где их пытались сделать похожими на всех. Направляли их туда родители, не понимавшие сексуальных пристрастий своей дочери. Считалось, что мужчины-геи проходили "исправление", отбывая наказание в исправительно-трудовой колонии вместе с прочими уголовниками. Их лечением занимались реже, но такие случаи все же бывали 47. Применявшиеся методы лечения были очень жесткими, так как переделке подвергалась одна из коренных функций человеческой личности. Чаще всего это "лечение" означало подавление всякой сексуальности, было связано с частичной потерей здоровья пациента.

Медики играли еще одну роль в жизни геев. Заразившись болезнью, передаваемой половым путем, гей, когда обращался в медицинское учреждение, автоматически попадал в сферу действия уголовного законодательства. Он должен был назвать все свои сексуальные контакты, что позволяло возбудить против него и тех, кого он назовет, уголовное дело по статье 122 УК УССР "Мужеложство" 48. Если же он этого не делал, то ему грозило наказание по статьям 108 "Заражение венерической болезнью" и 108-1 "Уклонение от лечения венерической болезнью" 48.

Уголовное преследование геев

В рассматриваемое время в Украине, как и в других республиках СССР, для мужчин существовало уголовное преследование за добровольные гомосексуальные отношения. Началом уголовного дела, как указывалось выше, могло послужить выявление у гея венерической болезни. Главным при этом было добиться признания в совершении анально-генитального контакта, так как, согласно разъяснениям к уголовному кодексу, как мужеложство квалифицировался именно такой вид сексуального контакта. При этом игнорировался тот факт, что отсутствовали свидетели преступления, необходимые для юридически верного приговора. В отсутствие жертвы преступления, таковой считался сложившийся в обществе уклад половых отношений.

Это массовый, но не единственный путь, которым правоохранительные органы выявляли и наказывали геев. Милиция время от времени проводила рейды по местам встреч геев, чтобы взять их с поличным во время полового контакта. Кроме того, "органы" использовали часть геев как осведомителей, агентов, чтобы выявлять гомосексуалов в подведомственном им районе. Велись списки геев, особенно тех, кто занимал высокое положение. Эта информация использовалась при необходимости для шантажа человека, чтобы получить необходимые милиции сведения (скажем, в уголовном деле, пусть даже не связанном с мужеложством) или в других целях 49. Наиболее страшила в таких случаях даже не перспектива уголовного наказания (чтобы сфабриковать уголовный процесс, необходимы были не всегда оправданные дополнительные усилия), а возможность огласки гомосексуальности жертвы шантажа (что милиция могла очень легко сделать) на работе, месте учебы. Вот очевидец рассказывает о работе таких осведомителей. "Были подставные лица, которые входили к нам в доверие, а потом сдавали. Чтобы нас посадить, нужно было взять, что называется, "с поличным" - ворваться в квартиру, когда мы сидим или лежим голые и т.п. Вот такой человек, которого мы принимали за своего, в соответствующий момент выходил под каким-то предлогом, давал знак, после чего врывалась милиция и ..." 50.

Особенностью применения уголовного наказания геев было то, что их судили, как правило, по нескольким статьям УК, часть которых выглядела вполне уголовно 51. Чаще всего это были следующие статьи: ст. 121 УК УССР "Развращение несовершеннолетних" 48 - для применения статьи было достаточно, чтобы в момент интимной близости в соседней комнате спал ребенок; ст. 206 "Хулиганство" 48 - публично оскорблявшими общественную нравственность считались два гея, занимавшихся сексом (в этом случае уже не обязательно было присутствие анально-генитального контакта) вне квартиры, пускай за сотни метров никого, кроме наряда милиции, и не было; ст. 196 "Нарушение правил паспортной системы" 48 - если парень живет у парня без прописки, которую невозможно получить, так как за семью их никто, естественно, не посчитает; ст. 211 "Изготовление, сбыт или распространение порнографических предметов" 48 - достаточно было при обыске найти хотя бы одно изображение оголенного мужского тела; ст. 210 "Содержание притонов разврата и сводничество" 48 - под статью попадал хозяин квартиры, где собирались его друзья-геи.

В результате такой запутанной системы очень трудно выбрать из судебной статистики дела тех, кто был осужден собственно по статье 122 УК УССР "Мужеложство", первая часть которой гласила: "Мужеложство, то есть половое сношение мужчины с мужчиной, - наказывается лишением свободы на срок до одного года или высылкой на срок до трех лет". Точных сведений по этому поводу нет ни по СССР в целом, ни по Украине.

Отмена уголовного преследования за мужской гомосексуализм

Украина первой из бывших республик СССР отменила уголовное наказание за гомосексуальные отношения между совершеннолетними мужчинами без применения насилия. Произошло это практически сразу же после обретения Украиной независимости.

Ввиду деликатности темы, трудно получить документальное подтверждение причин такой оперативности украинских законодателей. Вокруг этого ходило множество самых нелепых слухов. Достаточно правдоподобной представляется версия, известная в геевских кругах Киева: якобы один из видных депутатов Верховного Совета пришел к руководителям профильных комитетов и предложил сделать Украину без особых усилий самой демократичной из всех стран бывшего Союза. Соблазн был велик и закон прошел через комитеты без затруднений.

В любом случае, велика роль в принятии закона комитета по вопросам охраны здоровья. Дело в том, что закон об отмене уголовного наказания за гомосексуализм принимался в связке с рядом других, посвященных профилактике и борьбе против СПИДа и, следовательно, готовил закон именно этот комитет. Аргументировали необходимость легализации гомосексуализма следующим образом: чтобы можно было вести профилактическую работу среди гомосексуалов, они не должны бояться доверять медикам, поэтому для них не должно быть угрозы уголовного преследования. Аргументация была выбрана, очевидно, удачно, так как, несмотря на достаточно консервативный состав депутатского корпуса, закон был принят без особых возражений.

Как бы то ни было, 12 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял Закон о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украинской ССР. Согласно этому закону, статья 122 УК Украины была изложена в новой редакции. Ею предусматривалось наказание за гомосексуальные отношения только в случае применения насилия. Для геевского сообщества Украины начался новый этап.

Примечания.

1. Хейли Д. Однополый секс в России (1917-1965). Зеркало. ИБ "ГендерДок". 1997. Приложение к №1(9). С. 4.

2. Карлинский С. Гомосексуализм в русской литературе и культуре: удар по Октябрьской революции. Риск. №1. 1992. С.12.

3. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Т.1. М.: Советский писатель - Новый мир., 1989. С. 292-330.

4. Бухарин Н. И. Теория пролетарской диктатуры. 1919 г. Избранные произведения. М.: ИПЛ, 1998. С.18-19.

5. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. М.: ГИПЛ, 1946. С. 652.

6. Права гомосексуалов и лесбиянок в Российской Федерации. Отчет Международной комиссии по правам человека для гомосексуалов и лесбиянок. С. 6.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: ГИПЛ, 1953. С. 65.

8. См. 6. С. 6.

9. Богомолов Н. Михаил Кузмин. Эрос. Россия. Серебряный век. М.: Серебряный бор, 1989. С. 86.

10. См. 1. С. 4.

11. Райх В. Сексуальная революция. Борьба за "новую жизнь" в Советском Союзе. Зеркало. ИБ БгиЛ. 1995. Приложение к №1 С. 1.

12. Любовь вне плана. Собеседник. 1990. №8. С.12.

13. См. 1. С. 3.

14. См. 11. С. 3.

15. Кон И. С. Лунный свет на заре. М.: Олимп, 1998. С. 310.

16. Хейли Д. Однополый эрос в России (вторая половина ХIХ - начало ХХ в.в.). Зеркало. ИБ БЛиГ . 1995. Приложение к №3. С.1.

17. Там же. С. 2-3.

18. Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции. Избранные произведения. М.: ИПЛ, 1998. С.384.

19. Жид А. Возвращение из СССР. в книге "Два взгляда из-за рубежа". М.: Политиздат, 1990. С. 78.

20. Там же. С. 84.

21. См. 11. С. 4.

22. Зеркало. ИБ "ГендерДок". 1997. №1(9). С. 11.

23. Там же.

24. См. 3. С. 67.

25. См. 15. С. 311.

26. См. 6. С.8.

27. См.6. С. 9.

28. Гаспаров М. Л. Классическая филология и цензура нравов. Литературное обозрение. 1991. №11. С. 4-7.

29. Жук О. Выступление на конференции "Права человека и правоохранительные органы" 21 марта 1992 года. Кристофер. 1992. Ноябрь. С. 7.

30. Самое "голубое" дело. Совершенно секретно. 1991. №8. С. 9.

31. Полiтика i культура. 1999. №12. С. 43-44.

32. См 22. С. 3.

33. Там же.

34. Хрипкова А. Г. Колесов Д. В. Хлопчик. Пiдлiток. Юнак. Київ. Радянська школа, 1983. С. 131.

35. См. 12. С.12.

36. Лежендр П. В поисках себя. Положение геев и лесбиянок в современной России. CAF Российское представительство. 1997. С. 18.

37. См. 15. С. 317.

38. Агарков С. О странностях любви. Тайны двоих. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 219.

39. Новиков А. Синдром трех обезьянок. Отрицательный угол. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 166.

40. Там же. С. 168.

41. Там же.

42. Маркевич Г. Голубой кент по кличке "Мышка". Антиснiд. 1990. Декабрь. С. 5.

43. СПИДинфо. 1990. Июнь. С. 3.

44. Блюм В. Однополая любовь и изменяющееся общество. Взаимность. 1990. №2. С. 7.

45. СПИДинфо. 1991. №1.

46. Архив Центра "Наш мир".

47. Юдин В. Лечение гомосексуальности. Наш мир. 1998. №6. С. 18.

48. Уголовный кодекс Украинской ССР. Киев. Издательство политической литературы Украины, 1983.

49. См. 6. С. 19.

50. Давайте жить дружно. Пан плюс панi. 1995. № 26. С. 4.

51. Щербаков С. Снова об уголовном кодексе. Ты. 1992. С. 26.


<<< К оглавлению Читать дальше >>>