ГЕЙ-СООБЩЕСТВО В УКРАИНЕ

Начнем с того, что выражение "гей-сообщество" является калькой английского gay community. Что такое гей-сообщество, в каждой стране понимают несколько по-своему. Где-то в него включают скопом всех людей гомо- и бисексуальной ориентации, а также и трансгендерных людей; где-то различают множество общин - геевские, лесбийские, трансгендерные, любителей черной кожи и цепей, отдельно этнические и религиозные меньшинства и т.п. В любом случае, "сообщество" подразумевает какое-то осознание общности интересов, какие-то формы самоорганизации и взаимной поддержки. В таком виде существование единого геевского сообщества в советскую эпоху украинской истории было немыслимо. Немногое изменилось и за годы независимости.

Лишь совсем недавно геи и лесбиянки в Украине смогли выйти "из подполья" и до сих пор лишь очень немногие из них осмеливаются вести хоть сколь-либо открытую жизнь. Поэтому, собственно говоря, говорить о полноценном геевском сообществе рано.

То, что можно назвать украинским гей-сообществом, представляет собой множество небольших групп людей. Базой для единения геев является сексуальная ориентация, но формирование групп в большей степени происходит на основе социальных интересов. Общественная жизнь геевского сообщества протекает в упомянутых группах, их взаимодействии между собой, перетекании людей и информации в рамках данного города, в личных связях отдельных людей с другими группами за пределами своего населенного пункта. Пока чрезвычайно мала интеграция социальной жизни гей-сообщества в общественно-политическую жизнь всего общества, страны.

Из письма: "В Полтаве нет гей-организаций и деятельности. У меня довольно широкий (в рамках Полтавы) круг знакомых. Мы поддерживаем отношения, общаемся. Хочу заметить, что наш возраст в пределах 22-30 лет. Есть и постарше знакомые. Но они, как правило, варятся в собственном соку, т.е. мы с ними общаемся только на улице. Молодежи совсем мало, то ли её нет, то ли она мало информирована или имеет свой круг знакомых.

Была попытка сделать организацию "Ганимед" ещё в 1993 году, но ни у кого не было желания давать свои паспортные данные" 1.

Определенная часть мужчин-гомосексуалов предпочитает собираться на "плешках" - как правило, это места рядом с бесплатными общественными туалетами в парках, на вокзалах. Отношение геев к "плешкам" крайне противоречивое - от избегания таких мест до отстаивания "плешечного" стиля жизни как истинно гомосексуального. Однако, несмотря на противоречивость суждений о "плешках" в геевской среде, в определенное время в этих местах протекает довольно активная жизнь. Здесь можно встретить общающихся и/или ищущих сексуальные контакты людей из абсолютно разных слоев общества - от юных беззаботных "девочек" до солидных мужей. На "плешке" своя особая субкультура общения, подчеркнутая манерность обращения, "хабальство", клички (часто женского рода), экстравагантное поведение, эпатаж окружающих.

Однако, надо заметить, что сейчас посещает "плешки" абсолютное меньшинство геев. За последние годы практически перестали быть местами встреч общественные бани. Такое разрушение привычного в советское время уклада жизни вызывает недоумение и нарекания некоторой части мужчин-геев, особенно более старшего возраста. Альтернативная возможность завести знакомства по газетным объявлениям гораздо менее эффективна и трудоемка, а отсутствие иных популярных среди геев мест знакомств приводит к продолжающейся, если не усиливающейся их взаимной изоляции.

С приходом лета и началом курортного сезона вновь влекут к себе геевские нудистские пляжи, которые есть в Киеве, Харькове, Одессе, Симеизе (под Ялтой) и т.д. Знакомства в таких местах обычно кратковременны, но тут встречаются люди из самых разных мест. Иногда такие знакомства способствуют созданию длительных дружеских связей, которые покрывают сетью взаимных знакомств всю страну. Благодаря общей культуре и отсутствию препятствий к передвижению (кроме важнейшей - проблемы наличия финансов, разумеется) происходит постоянное взаимное общение геев не только Украины, но и близлежащих России, Белоруссии и Молдавии, а для западного региона, в некоторой степени, и Польши. Очень большое подталкивающее воздействие оказывает на развитие отечественного геевского сообщества пример Москвы и Петербурга, которые по-прежнему воспринимаются как столичные города, служащие образцом для подражания, и которые уже имеют достаточно активный и процветающий геевский бизнес и субкультуру.

Лесбийское сообщество в Украине практически незаметно. Женщинам гораздо труднее чем мужчинам найти круг общения. Чаще, чем это бывает у геев, две женщины, найдя друг друга, замыкаются в закрытой паре и перестают общаться с другими лесбиянками. Видимо, сказывается и традиционно меньшая социальная активность женщин (во всяком случае, советских). Если в каком-то месте организуется заметная инициативная геевская группа, то она оказывается либо смешанной, либо чисто мужской. Существовавшие до этого времени лесбийские группы походили больше просто на компании подруг, хотя наметилась тенденция поддерживать связи (через почту, визитами) между такими группами из разных городов.

Какая-либо геевская жизнь в стране вообще заметна только в крупных городах и курортных центрах (в сезон). Геи, живущие в сельской местности и городах с населением меньше десяти тысяч, если каким-то чудом и смогли найти знакомства с другими гомосексуалами, тщательно скрывают свою ориентацию и контакты. В противном случае они либо ведут безнадежно одинокую жизнь, либо время от времени выбираются в более оживленные места, либо всеми силами стараются перебраться на постоянное жительство в крупный город. Из городка или села стараются перебраться в областной центр, из крупного города - в столицу, из Киева - в Москву или уж совсем за пределы бывшего Союза. Многие не верят в то, что в нашей стране может что-либо измениться к лучшему в обозримом будущем и не видят здесь никакой возможности вести нормальное, достойное человека существование.

Несмотря на такую довольно плачевную картину, необходимо отметить, что, особенно последние год-два, наметилась тенденция к появлению в крупных городах коммерческих мест досуга, ориентированных на геев. Это один из первых признаков того, что геевское сообщество в стране развивается и набирает силу. Исходя из общих тенденций развития нашей страны, можно предположить, что мы постепенно будем приближаться к современному положению геев и лесбиянок в развитых странах европейской культуры. Точно так же, лет сорок тому назад в Соединенных Штатах или Великобритании появлялись лишь первые геевские издания, организации, первые активисты обращали внимание равнодушного общества на проблемы лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов. Во многих странах Европы, таких как Ирландия или Португалия, к примеру, начало заметного геевского движения приходится даже на гораздо более недавнее время - лет пять-десять тому назад. Конечно, формирование гей-сообщества не сводится к возникновению каких-то организаций - одновременно их возникновение, появление рассчитанного на геев бизнеса и прессы является показателем пробуждения самосознания геев и лесбиянок.

Гей-группы, инициативы, общественные организации геев

До отмены уголовного преследования за гомосексуализм не могло быть и речи ни о каких геевских группах, не говоря уже об организациях. В лучшем случае существовали компании друзей. Их члены не имели ясного представления о своем месте в обществе, тем более не ставили целью изменение своего положения к лучшему. Но в 1992-1993 годах ситуация изменилась. В обществе в это время еще жили (частично иллюзорные) надежды, которые породила перестройка и которые получили новый стимул после провозглашения независимости Украины, на скорые перемены к лучшему в жизни рядовых граждан. Многим казалось, что еще год-два, от силы пять лет - и украинцы будут жить как граждане развитых стран. Для геев это, в частности, означало свободное выражение своих чувств, возможность жить открыто в соответствии со своей ориентацией. Отмену уголовного преследования за мужской гомосексуализм в декабре 1991 года многие расценили именно как шаг на этом пути. На фоне таких умонастроений и возникла первая волна геевского активизма и первая в Украине организация геев и лесбиянок - "Ганимед".

"Ганимед"

Формально история "Ганимеда" начинается 20 марта 1993 года, когда в аудитории Киевского педагогического института состоялось первое инициативное собрание. На нем присутствовало около 60 человек из большинства областей Украины. Для того, чтобы это стало возможным, начиная с лета 1992 г. велась переписка с геями и лесбиянками Украины. В большинстве своем это были геи, которые откликнулись на объявление в газете "Sex-hit" одного из инициаторов создания организации Л. Нефедовича. Кроме того, адреса выискивались в газетах, где печатали объявления сексуальных меньшинств. Огромный объем работы на этом этапе был проделан Л. Тараненко - личностью очень яркой и самобытной. Среди участников собрания было немало случайных людей, что наложило отпечаток на его ход. Так или иначе, собрание приняло решение создать Всеукраинскую Ассоциацию "Ганимед".

В июле 1993 года в помещении республиканского Планетария прошел Учредительный съезд ВА "Ганимед", на котором был принят устав организации. Однако в сравнении с тем документом, который рассматривался весной, это был большой шаг назад. Если по проекту устава деятельность организации состояла прежде всего в изучении проблем гомосексуальности, изменении общественного мнения в достижении равных возможностей для людей любой ориентации, то в уставе Всеукраинской Ассоциации "Ганимед", зарегистрированной министерством юстиции 13 мая 1994 года, первое место заняла тема СПИДа. Из устава исчезли имевшие место в проекте упоминания геев и лесбиянок.

Предполагалось, что Ассоциация будет существовать на членские взносы, а также на пожертвования, в частности, что ей будет оказывать материальную помощь "Два кольори" - коммерческая организация, называвшая себя частной инициативой гомосексуалов Украины. Так, например, "Два кольори" оплатила аренду помещения для проведения Учредительного съезда. Отметим также, что тогда именно эта организация представляла украинских геев за рубежом.

В регистрации "Ганимеда" большую помощь оказал Национальный комитет по борьбе с заболеванием СПИД, в частности предоставил юридический адрес для новой организации. Более того, документы, необходимые для регистрации областных отделений, были высланы не геевским активистам, а в местные СПИД-центры. В результате такого перекоса в сторону медицины вообще и СПИДа в частности как главных направлений в деятельности организации, произошло следующее - медики с удовлетворением отчитались, что работа среди сексуальных меньшинств ведется, а гомосексуалы в большинстве своем на контакт с медиками не пошли. Ни одно из местных отделений, кроме Киевского городского, не было зарегистрировано. Во многих местах работа отделений так и не началась. Сыграло свою роль и то, что волна энтузиазма среди геев по поводу возможности изменить свое положение с помощью организации пошла на убыль. В других областях геевские группы (а то и геи-одиночки, как, например, некоторое время в Луганске) действовали на свой страх и риск, пытаясь осуществить то, что было в их силах. Часто при этом они ссылались на то, что являются филиалами "Ганимеда". Об их деятельности будет рассказано ниже.

Что касается самого "Ганимеда", то почти с самого начала в его руководящих органах начались разногласия во взглядах на цели и задачи, стратегию и тактику деятельности, прежде всего на геевско-лесбийский статус организации. Выплеснулся спор и на страницы газет 2. Окончательно подорвал престиж организации провал Региональной конференции Международной Ассоциации лесбиянок и геев (ILGA) для стран Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, которая проходила в Киеве в мае 1995 года. В итоге, в руководстве "Ганимеда" фактически осталась только Л. Тараненко. Другие члены Координационного совета или вышли из организации, или самоустранились от ее деятельности. По словам Л. Тараненко, в этот момент киевский "Ганимед" насчитывал 47 членов. На первом месте в его деятельности стояла пропаганда здорового образа жизни и работа с медиками. Последнее предусматривало содействие членам организации в получении помощи от специалистов, в том числе психологов, и анонимном обследовании на СПИД. Занимался "Ганимед" и организацией досуга геев. Для этого был заключен договор с "Зеленым театром" АО "Гидропарк". В рамках клуба "Иллюзион" существовали сеансы фильмов геевской тематики (вплоть до эротики). Тот же зал использовался в дневное время для проведения лекций и т.п. Так или иначе, обо всем этом теперь можно говорить лишь в прошедшем времени. В настоящий момент, если "Ганимед" и существует, то лишь на бумаге.

"Ганимед" развалился не только из-за субъективных причин - разногласий среди его лидеров, - но в первую очередь из-за несостоятельности идеи многочисленной гей-организации в постсоветском обществе. Как и большинство современных украинцев, геи с опаской и недоверием относятся ко всякой общественной деятельности, предпочитают "не высовываться". Чувство страха перед гомофобным отношением со стороны общества лишь укрепляет такие настроения.

Как уже говорилось, первая волна гей-активизма породила отдельных смельчаков и целые группы, которые с начала 90-х годов занимались различной деятельностью на благо других геев. Как правило, работа этих активистов строилась на организации служб знакомств для "людей нестандартной сексуальной ориентации" и/или продаже литературы, ориентированной на геев. Кое-кто, помимо этого, выходил на контакт с медиками из СПИД-центров и журналистами.

Такие энтузиасты-одиночки то появлялись, то исчезали, порой называя себя громкими именами типа организации "Прометей" (г. Мариуполь), но реально работавших людей было вовсе немного.

Один из широко известных всей Украине активистов руководит Черкасской службой знакомств для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Эта служба работает с 1993 года и, по словам её создателя, уже собрала хороший банк данных. В Луганске работает служба знакомств "Голубая роза". Хотя с появлением возможности печатать объявления о знакомствах в местной прессе поток писем к ним сократился, всё же есть люди, которые продолжают обращаться к их услугам.

Одним из заметных центров гей-движения некоторое время было Запорожье. Здесь долгое время существовал Запорожский региональный центр сексменьшинств. Из письма: "С ноября 1993 по декабрь 1997 года в нашу организацию обратилось более 300 человек, разных - украинцев и узбеков, русских и болгар, 18-летних и вполне зрелых, мужчин и женщин... С их помощью мы ведем информационную и просветительскую работу среди сексменьшинств. Мы пытаемся, пусть и не всегда успешно, решать проблему ликвидации социально-нравственных "табу" по отношению к гомо- и бисексуалам, лесбиянкам и трансвеститам, пытаемся преодолеть проблему изоляции и самоизоляции" 3. В 1993-1994 г. центр активно взаимодействовал с городским Центром Анти-СПИД и провел две конференции, темами обсуждения которых были проблемы сексуальных меньшинств и профилактика СПИДа и венерических заболеваний. Тем не менее, с тех пор "активная деятельность была приостановлена".

Были также попытки геев самостоятельно организовать свой досуг. Например, в 1994 г. в г. Канев Черкасской области со всей Украины съехались около 30 человек и в течение недели отдыхали в арендованном доме отдыха на Днепре. Инициатором и устроителем этого мероприятия была Черкасская служба знакомств.

В 1993 году в г. Тернополе был организован клуб под названием "Организация "Аирис", проводились ежегодные встречи. Вначале инициатором и финансистом выступала некая канадка украинского происхождения, время от времени приезжавшая в страну. После её окончательного отъезда, до 1996 года ребята ещё продолжали встречаться, собирали деньги, арендовали банкетный зал в кафе. Как пишет один из участников: "У меня о том времени остались в общем-то теплые воспоминания" 4.

К сожалению, часто те, кто брал на себя смелость проявить инициативу и заняться какой-либо деятельностью в среде геев, получали массу упреков в свой адрес, необоснованных нареканий и оскорблений, в том числе за то, что они наживаются на проблемах других геев и за их счет. Вполне возможно, что иногда это имело и имеет место. Вот пример из Винницы: "Прикрываясь громкими названиями и именами, люди, по сути своей подлые и низменные, использовали людскую неустроенность, одиночество и незащищенность во вполне определенных целях - наживы, а также расширения собственного круга сексуальных знакомств и т.д." 5. Но разумеется, в большинстве случаев люди, бравшие на себя инициативу, выполняли свои обязанности перед другими добросовестно, часто абсолютно бескорыстно, ведомые желанием помочь другим обустроить их личную жизнь.

Если оглянуться назад, то можно сказать, что несмотря на то, что большинство из провозглашавших себя "клубов", "служб знакомств" и т.д. - одиночки, за которыми часто не стояло даже небольшой группы людей, всё же они выполняли некую роль объединителей геевского сообщества, благодаря им хранилась и переходила в другие руки информация, связи, контакты. Так что, хотя эта деятельность и носила кустарный характер, тем не менее она приносила пользу общему делу.

Из-за того, что деятельность часто велась только одним лицом, она могла внезапно прекратиться по различным причинам. В Запорожье была бесплатная служба знакомств "Только для мужчин", но с отъездом руководителя всё распалось. Из письма: "Года два назад двое ребят из Одессы решили создать клуб сексуальных меньшинств - об этом я тогда услышал по местному телевидению. Я позвонил по предложенному телефону и мне объяснили, что лидер, занимающийся этими вопросами, в данный момент уехал в Москву перенять опыт работы гей-клубов и т.д. Прошло ещё немного времени и все эти прекрасные попытки создать что-то у нас в Одессе остались только в мечтах..." 6.

Есть в Украине еще одна официально зарегистрированная организация геев и лесбиянок. Из письма: "Николаевская ассоциации геев, лесбиянок и бисексуалов "ЛиГА" начала свою работу в 1993 году с организации Клуба по интересам, в состав которого вошли Очный и Заочный клуб знакомств, Творческая группа, состоящая из поэтов, поэтесс и художников" 7. Вначале городские власти отказывались признать право организации на существование, но в конечном итоге Николаевская Ассоциация "ЛиГА" была зарегистрирована Николаевским горисполкомом 26.12.96 г.

Основные задачи Ассоциации:

В том же году был организован кабинет психологической помощи для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, а также их близких. Продолжает формироваться библиотека геевской и лесбийской литературы. Проводится анти-СПИДовская работа, в частности с Ассоциацией сотрудничают врачи Фонда "Благодiйнiсть" и центра по борьбе и профилактике СПИДа "Час Життя". Есть некоторые проекты и планы на будущее. Но в 1997 году Ассоциация приостановила свою работу - как пишет председатель организации Виктория Аманова, "из-за явной пассивности геев". Совсем недавно организация возобновила свою деятельность и вновь пытается расшевелить местное сообщество.

Что же активизирует геевскую жизнь? Почти как в любом движении, все упирается в наличие хотя бы одного инициативного человека и каких-то средств для самого начала работы. В большинстве известных нам геевских инициатив присутствует один явный лидер, вокруг которого объединяются единомышленники, и который зачастую самостоятельно организует всю последующую работу.

Необходимо упомянуть также заезжих иностранцев-геев. Стараясь обустроить свой частный мир и в какой-то мере довести его до привычных западных норм, такие люди служили центрами формирования новых групп и взаимодействия между уже существующими в данном конкретном городе. Особенно это заметно в провинциальных городах. В 1996 году в Луганске работало два гея-британца. Один из них был рад предоставить свою квартиру для общения довольно широкого круга людей, что инициировало новые контакты, связи. Похожий пример был в Донецке. Иностранец, работавший там с 1997 г., высказал своё желание так: "Раз в Донецке нет геевских клубов, баров, то мы сделаем такой у меня в квартире". Более того, часто иностранцы не только приносили с собой часть своей культуры, неизвестную доселе информацию, но фактически и материально помогали становлению геевских групп. Такие примеры есть в Киеве, Запорожье и других городах. Кстати, заметим, что дождаться помощи от иностранцев можно гораздо быстрее и с меньшими хлопотами, нежели от отечественных состоятельных геев.

Финансирование из отечественных источников всякой геевской некоммерческой деятельности пока что в Украине если и имело место, то, скорее, как исключение. Некоторые более-менее состоятельные активисты могли позволить себе потратить определенную сумму на разовое событие; часто за свой счет они представляли Украину на зарубежных геевских мероприятиях. Однако действительно богатые геи, которые есть и в Украине, либо тщательно скрывают свою сексуальную ориентацию и не хотят никоим образом "светиться", либо не желают заниматься какой-либо благотворительностью, тем более, если она явно не принесет ожидаемого общественного одобрения.

Таким образом, единственным реальным источником средств на финансирование геевских инициатив были и являются зарубежные благотворительные фонды. Издание информационного и просветительского журнала "Наш мир", начатое группой энтузиастов в Луганске в 1997 г., стало возможным благодаря гранту, выделенному посольством Нидерландов. В дальнейшем средства на подобные проекты выделялись различными фондами сети Сороса, американским проектом "Альянс партнерства Каунтерпарт". Какие-то деньги можно было получить от украинских организаций, осуществляющих анти-СПИДовские проекты на зарубежные средства, когда геевские инициативы проводились под лозунгом пропаганды здорового образа жизни.

Если украинские власти когда-либо и шли на контакты с представителями сексуальных меньшинств, то только в вопросах профилактики СПИДа и венерических заболеваний среди этой группы людей. На этом основано или было основано сотрудничество геевских групп и местных СПИД-центров в Одессе, Запорожье, Донецке и т.д. Например, упомянутая николаевская ассоциация "ЛиГА" была зарегистрирована властями только при условии, что она будет являться подразделением местного СПИД-центра. По словам Л. Тараненко, регистрация киевского "Ганимеда" стала возможной тоже только "через СПИД".

В настоящий момент первая волна гей-активизма в стране подошла к концу. Люди, которые по своей инициативе занимались теми или иными вопросами в этой области, исчерпали свой энтузиазм. Их деятельность была полезной, однако, она не могла перейти на качественно новый уровень - как из-за объективных причин - отсутствия назревших условий для формирования гей-сообщества, так и субъективных - недостаточных знаний активистов в вопросах общественной деятельности, поиска средств финансирования, непродуманности целей и задач и т.п.

Центр "Наш мир"

Понимая проблемы, которые стоят перед формирующимся гей-сообществом и видя пути их решения в 1996 году в Луганске небольшой группой людей был начат проект "Информирование и просвещение по вопросам гомосексуальности как аспект демократизации общества в Украине". Эта работа была призвана, с одной стороны, нести объективную информацию о геях и лесбиянках в общество, а с другой, вдохновить людей гомосексуальной ориентации более активно отстаивать свои права и добиваться уважаемого социального статуса.

Используя финансовую поддержку, предоставленную Посольством Нидерландов, мы начали издавать скромный по полиграфии и тиражу информационно-просветительский журнал "Наш мир", который стал нашим голосом в обществе. Он стал не просто печатным изданием, но тем средством, которое мы использовали в нашей общественной работе. Например, перед парламентскими выборами в 1997 году журнал провел опрос кандидатов в депутаты по поводу их отношения к вопросам соблюдения прав геев и лесбиянок в Украине. И то, что мы практически не получили ответов на поставленные вопросы, однозначно свидетельствовало: до реального равноправия геев в нашем обществе ещё очень далеко.

Логическим продолжением деятельности, которую начал журнал, стало создание общественной организации - Регионального информационного и правозащитного Центра для геев и лесбиянок "Наш мир", учредительное собрание которой состоялось в конце 1998 года. Нами была поставлена четкая цель - создание полноценной геевской организации. Во-первых, это должна быть зарегистрированная общественная организация - потому что в Украине можно легализоваться и путем простого уведомления властей о своем существовании и можно создать не общественную организацию, а благотворительный фонд, но в этих случаях права и возможности таких структур сильно ограничены. Во-вторых, это должна быть открыто геевская организация, не замаскированная под официально одобренную анти-СПИДовскую политику. СПИД, на самом деле, не является для украинских геев проблемой заметно большей, чем для прочего общества, а ассоциация понятий "СПИД" и "гомосексуальность" невольно отождествляет их. И, наконец, надо было создать прецедент регистрации именно геевской организации.

Это оказалось весьма непростым делом. Местное Управление юстиции растерялось перед таким заявлением и не знало, что делать. В конце концов, после незаконных проволочек и длительных консультаций с министерством, в регистрации было отказано под тем предлогом, что закон в Украине запрещает создавать организации, кроме как для защиты интересов только самих членов этой организации, а наши заявленные цели звучали следующим образом:

Кроме того, от нас потребовали убрать слова "геев и лесбиянок" из названия, а в качестве допустимых целей предложили всю ту же профилактику СПИДа. Только благодаря давлению со стороны международных организаций и нашей настойчивости, почти через год после подачи первого заявления Управление юстиции пошло на компромисс и согласилось на официальную регистрацию Регионального информационного и правозащитного Центра для геев и лесбиянок "Наш мир". Уступки с нашей стороны состояли в добавлении слова "содействие" перед каждым пунктом целей организации и удалении трех слов из всего текста Устава - "в государстве" и "украинского".

Центр "Наш мир" всё же был зарегистрирован в ноябре 1999 г., почти через год после подачи первого заявления, но это оказалось возможным лишь в результате настойчивой борьбы за свои права. Нас поддержали Международная Амнистия, Международная ассоциация лесбиянок и геев; также мы получили большую помощь со стороны Международного фонда "Вiдродження" (Фонд Сороса в Украине); нам помогло внимание со стороны Совета Европы к правам людей гомосексуальной ориентации в государствах-членах СЕ.

После регистрации главной проблемой Центра во взаимоотношениях с властями стала позиция налоговой инспекции, отказывающейся причислить нашу организацию к таким, которые занимаются образовательной, культурной, научной и пр. деятельностью и освобождены от уплаты налога на получаемые благотворительные пожертвования (в т.ч. гранты). Из всех известных нам неприбыльных общественных организаций мы не знаем ни одной, к которой бы был применен такой подход. Как пример организаций, обязанных уплачивать 30%-й налог с полученной благотворительной помощи, законодательство упоминает лишь гаражные кооперативы и садово-огороднические товарищества.

За свою короткую деятельность мы столкнулись с непониманием не только со стороны властей, но и рядовых граждан и коммерческих структур. Возникали трудности с размещением рекламы о телефоне горячей линии в газетах ("Арт-мозаика") и на радио (Радио "Эхо"). После выхода рекламы некие не пожелавшие себя назвать люди звонили на наш телефон, угрожали и требовали прекратить нашу деятельность. Под давлением директора фирмы, у которой мы арендуем офисное помещение, нам пришлось снять вывеску с названием нашей организации с фасада здания. Тем не менее, мы изначально были готовы к таким недружественным проявлениям, считая, что наша организация должна быть видима общественности, потому что только в этом случае окружающие привыкают к нам, видят нашу деятельность.

Впрочем, как оказалось, и в провинции возможно вести довольно широкую работу по достижению поставленных целей. С самого начала нам показалось важным ставить перед собой реальные, выполнимые задачи и не замахиваться сразу на коренное переустройство всего общества. Разработанные Центром программы не отличаются особой масштабностью, но выполняются достаточно успешно. К тому же мы учли печальный опыт Ассоциации "Ганимед" и предпочли создать организацию малочисленную, но не раздираемую внутренними конфликтами и работоспособную. Вряд ли стоит гнаться за массовостью - которая все равно реально не достижима - и ширить свои ряды за счет чисто формального, ни к чему не обязывающего членства.

Со времени своего основания мы разработали и приступили к осуществлению нескольких программ:

Информационная программа. Мы считаем, что общество получает крайне недостаточно объективной информации о геях и лесбиянках и своей работой стараемся всячески восполнить этот пробел. Центр регулярно издает Информационный бюллетень, в котором рассказывается о последних новостях из жизни гей-сообщества в Украине и в мире. Этот бюллетень бесплатно рассылается в крупные библиотеки и средства массовой информации.

Почти завершенным проектом Центра "Наш мир" является перевод на русский язык и издание отчета Европейского отделения Международной Ассоциации лесбиянок и геев "Равноправие для лесбиянок и геев: актуальная проблема гражданского и социального диалога" о современном положении гомосексуалов в странах Европейского Союза. Мы не просто перевели и напечатали этот важный и любопытный, по нашему мнению, документ, но и постарались привлечь внимание к нему (а опосредованно - и к проблемам украинских гомосексуалов) журналистов, политиков и т.д. Частично это удалось. Проект будет окончательно завершен, если мы сможем провести на основе этого исследования запланированные семинары в луганских вузах.

Мы разрабатываем и публикуем также другие материалы, предназначенные для предоставления объективной информации о гомосексуальности различным группам общества.

Продолжается развитие Интернет-сайта организации, который по нашей задумке будет развиваться как информационный ресурс, аккумулируя не только наши собственные публикации, но и различную информацию по профильной теме.

Исследование о положении геев и лесбиянок в современной Украине. Данный отчет является результатом этого направления нашей деятельности. Исследование призвано не только открыть и показать обществу то, какими мы есть на самом деле, наши проблемы (что уже само по себе немаловажно, потому что изучением этого ещё никто серьезно не занимался в нашей стране) - в дальнейшем его материалы послужат основой для более развернутой правозащитной работы.

Законодательная и правозащитная программа. Мы ещё не приступили к полномасштабной деятельности в этой области, но собираем информацию, изучаем опыт работы геевских и правозащитных организаций в других странах, аккумулируем идеи. Эта программа предполагает активное взаимодействие с различными общественными и политическими силами, которое, к сожалению, не просто установить.

В наших планах на ближайший год разработать необходимые дополнения и изменения к украинскому законодательству для уравнивания правового положения геев и лесбиянок с гетеросексуальными согражданами. Помимо этого, мы планируем организовать правовое просвещение в среде гомосексуалов.

Психологическая поддержка геев и лесбиянок и образовательная программа. К сожалению, отечественные органы образования и социально-психологической помощи даже не замечают существование людей гомосексуальной ориентации и, соответственно, не имеют никаких специализированных программ, методик работы и т.д. Поэтому мы поставили перед собой задачу по мере возможности восполнить этот пробел.

Как часть этой программы у нас работает телефон доверия и информации по вопросам гомосексуальности. Вскоре мы также планируем создать группу взаимопомощи для молодых геев.

Культурный Центр. Решив, что одной бумажной работы явно недостаточно для того, чтобы люди реально почувствовали отдачу от нашей организации, в апреле 2000 г. Центр "Наш мир" открыл на основе своего офиса Культурный центр, где еженедельно проходят встречи луганских геев и лесбиянок - для многих из них этот Центр стал настоящей отдушиной, местом, где можно быть самим собой, получить внимание и моральную поддержку. Сама культурная программа по необходимости достаточно скромна - просмотр художественных и документальных фильмов и дискуссии на различные темы, кроме того имеется в Центре небольшая библиотека.

Мы приступили к осуществлению Лесбийской программы, которая уделит особое внимание женским вопросам. В рамках программы Анти-СПИД мы готовы сотрудничать с другими организациями в целях сексуального просвещения и пропаганды безопасного секса в геевской среде. Программа развития Центра "Наш мир" проводится для укрепления и развития как самой организации, так и гей-сообщества на Украине в целом.

Хотя наша организация ещё молода, нас знают не только в Украине, но и за рубежом. С осени 1999 года Центр "Наш мир" является членом Международной ассоциации лесбиянок и геев (ILGA).

В этом отчете так подробно рассмотрена деятельность нашей организации по нескольким причинам. В проблемах, которые вставали на нашем пути, отражается отношение государства и общества к геевской теме; мы также хотели показать, что наша работа нацелена на благо общества и несомненно способствует его демократическому преобразованию. Мы хотели бы, чтобы наш опыт помог другим группам выработать правильную стратегию и тактику. С целью обмена этим опытом и передачи его различным заинтересованным людям, мы наметили проведение в октябре этого года в Киеве международной конференции "Права человека в отношении геев и лесбиянок. Опыт работы и сотрудничество лесбигеевских организаций в постсоветских государствах" в рамках программы "Восток-Восток" Фонда Сороса.

К сожалению, геевские организации, там где они возникают, склонны замыкаться в собственных рамках и изолированы от местной общественной жизни. Тому много причин и, не в последнюю очередь, это равнодушие или враждебность иных общественных и государственных организаций, а также общая неразвитость всего "третьего сектора" в Украине. Разве что упомянутые анти-СПИДовские центры довольно охотно идут на контакт. Тем не менее, опыт нашей работы показывает, что, хотя бы и немногочисленные, но правозащитные, журналистские, молодежные организации все-таки иногда могут реально помочь в работе молодой неопытной инициативной группе. Никак не стоит недооценивать важность участия в общей социально-политической жизни региона и страны - своими собственными силами, без привлечения внимания со стороны широкой общественности, никаких реальных изменений добиться практически невозможно. В лучшем случае, все сводится к организации групп по интересам, что, конечно, тоже немаловажно, но явно недостаточно. Тому служит ярким примером соседняя Россия, где существует развитый геевский бизнес в столичных городах, но из-за отсутствия в настоящее время какой-либо общественной геевской активности, общая ситуация практически застыла и никак не меняется в лучшую сторону даже в той же Москве, не говоря уж о провинции.

Пример Центра "Наш мир" показывает новый уровень развития гей-активизма - мы стали полноценной общественной организацией и, хотя не все проблемы преодолены, у нас есть четкие цели, планы и методы их реализации. Центр "Наш мир" - не единственная официально признанная организация, занимающаяся проблемами геев и лесбиянок в Украине. За неделю до регистрации Центра "Наш мир" осенью 1999 года в Киеве местное Управление юстиции зарегистрировало еще одну геевскую организацию - "Твоє життя". Она возникла на основе единственного крупного и долговечного украинского геевского издания - журнала "Один з нас" - и была создана в первую очередь с целью помочь существованию этого журнала. У учредителей "Твого життя" не возникло никаких сложностей с регистрацией, очевидно потому, что они заявили как цель защиту интересов именно членов своей организации и не упомянули "запретных" слов в названии. К тому же, все-таки социально-правовая ситуация в столице несколько отличается от провинции.

Геевская пресса и бизнес

Как таковых, геевских изданий в Украине почти что нет. Самым долгосрочным проектом является издание журнала "Один з нас", который с перерывами выходит уже около четырех лет. Однако объективные (проблемы с распространением, дороговизна полиграфии, бедность потенциального читателя и т.п.) и субъективные (раздоры внутри редакции, между редакцией и издателями) причины постоянно создают очень серьезные помехи его благополучному существованию.

Предпринимались попытки издания и другой нацеленной на геевскую аудиторию прессы. Бывший главный редактор "Один з нас" стал главным редактором нового журнала "Баттерфляй", который прекратил свое существование после выхода второго номера. Вышел единственный номер журнала "S-tet".

Кроме того, следует упомянуть российские издания, свободно проникавшие в Украину. Из коммерческих изданий это, к примеру, журнал "1/10", из некоммерческих - лесбийский журнал "Лабрис". Во многих местах Украины можно было купить польский журнал "Men" ("Nowy men") - впрочем, его покупали практически исключительно ради геевских эротических и порнографических фотографий.

Время от времени возникают и достаточно быстро исчезают различные самодеятельные некоммерческие проекты, которые из-за своего малого тиража не могут оказать сколь-либо существенного влияния на ситуацию в целом. Журнал "Наш мир" был, возможно, самым длительным из таких проектов, но можно назвать еще альманах "Вiн" и приложение к нему "The Boys", вышедшие в 1996 г. в маленьком городке Сторожинец Черновицкой области.

Несомненным преимуществом таких изданий, однако, является их откровенно геевский характер. Издатели журналов, надеющихся на массовую аудиторию, получение заметного дохода, стараются каким-либо путем замаскировать их под некие "авангардные" или "эротические" издания, что, однако, явно не достигает своей цели. Читатели сразу понимают что к чему и журнал получает устойчивую репутацию геевского, при этом стыдливо открещиваясь от такой узкой специфики. Однако надо понимать, что именно за счет этой суженной аудитории он все-таки и может существовать. Даже тот же "Один з нас" именуется не иначе, как "журнал мужской эстетики". Особенно любопытно этот подзаголовок на обложке смотрелся в номерах, снабженных лесбийскими материалами.

Из-за трудности существования чисто геевских изданий, иногда довольно успешными являются проекты смешанного характера, в которых геевский элемент не превалирует явно над натуральным, но и не встречается лишь изредка. Думается, это все-таки скорее временное явление, вынужденный компромисс. Каждая аудитория нуждается в рассчитанном именно на нее издании. Из-за сопротивления местных властей и по иным причинам в Харькове был прекращен выпуск гомоэротической газеты "Солдат любви", но её место довольно успешно было занято вначале газетой "Звёзды", а затем ей на смену пришел микс-журнал "Симона". Такие издания можно отнести к геевским потому, что однополая любовь чувствует себя совершенно на равных на их страницах, в отличие от более популярных изданий наподобие "Интересной газеты", где она изредка фигурирует в разделах типа "Экзоэротика". Впрочем, общий уровень этой прессы не тянет на серьезную журналистику.

В Киеве нерегулярно выходит информационный листок "Kyiv Gay Telegraph", в котором вперемешку печатаются немногочисленные геевские новости и коммерческие объявления. Столица - пожалуй, единственное место в Украине, в котором имеет смысл предлагать потенциальным потребителям услуги существующих геевских заведений, геевский туризм и т.п.

Украинский геевский Интернет создает впечатление гораздо большей активности, чем это можно увидеть в жизни. При том, что сам гей-Уанет представляет очень скромное зрелище, немало сайтов в нем - "пустышки", обещающие нереальные услуги.

Коммерческие структуры чрезвычайно редко обращают свое внимание на геев, не рассматривая их как группу потенциальных потребителей из-за малочисленности. Например, фирма, организовавшая геевскую дискотеку в Запорожье осенью 1997 года, не была удовлетворена коммерческими результатами мероприятия и отказалась от дальнейшего проведения таких дискотек. Похожая история имела место в Донецке в 1999 году.

В Харькове последнее время регулярно проводятся гей-вечеринки в клубе "Хобо". Однако, единственная дискотека на полуторамиллионный город, проводимая один раз в неделю, которую посещает от 30 до 60 человек (преимущественно завсегдатаев), не может считаться коммерческим успехом геевского бизнеса. Впрочем, иногда какие-то мероприятия, по слухам, привлекали и гораздо большее число участников.

В Одессе неоднократно появлялись и исчезали геевские (скорее gay friendly - дружественные к геям) клубы и кафе, но долго не существовали. На данный момент там работает достаточно популярный клуб "69".

Даже в столице развлекательный бизнес, нацеленный на геевскую публику, не является стабильным. Различные устроители в разное время брались заполнить эту нишу, но не могли развернуть дело широко и удержаться в нем постоянно. Самым успешным следует считать пример дискотеки в ДК "Росток", которая впоследствии стала именоваться "Big Boys Club". До сих пор, однако, ее владельцы не стремятся афишировать ее среди широкой публики, распространяя информацию только "среди своих". Даже найти это заведение неосведомленному человеку непросто. Однако, дискотека/клуб существует уже пару лет и недавно открылось геевское кафе под названием "Бродячая собака", принадлежащее той же коммерческой структуре.

Не выделяясь чем-либо и даже заметно уступая многим киевским заведениям развлекательного бизнеса, эти места пользуются устойчивой популярностью уже просто из-за своей незамаскированной и явно геевской природы, показывая, что необходимость в таком бизнесе в Украине давно назрела. Другие заведения, рекламировавшие себя на публику как "просто модные", а "для своих" - как микс- или гей-клубы вроде "Клетки", "Матросской тишины" или сети кафе-баров "У Эрика", тоже пользуются определенной популярностью среди геевской публики. В любом случае, всякий бизнес в современной Украине очень рискован и непредсказуем, так что изменения в ситуации происходят каждый день - всякая информация в этой сфере очень быстро оказывается устаревшей.

Связи с зарубежным гей-сообществом

Как бы ни было скромно и малозаметно украинское гей-сообщество и геевское движение, оно с самого начала стало стремиться установить связи с зарубежными организациями и также с самого начала эти инициативы были омрачены неприятным инцидентом - срывом IX Региональной конференции ИЛГА (Международной Ассоциации лесбиянок и геев) для стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в мае 1995 г. Собственно говоря, конференция все-таки состоялась, но организована она была очень плохо, часть денег, выделенных на ее проведение Всемирной Организацией Здравоохранения, исчезла в неизвестном направлении и никаких серьезных обсуждений проблем, стоящих перед геевским движением в указанном регионе провести не удалось. Организация "Два кольори", бывшая некоторое время членом ИЛГА, была исключена из ее рядов. Организаторы конференции и ИЛГА долго препирались по поводу того, кто действительно был виновен в этой неудаче, но факт остается фактом - на несколько лет слово "Украина" в мировом геевском движении стало вызывать самые неприятные ассоциации. Что было весьма печально, потому что получить реальную помощь, как материальную, так и общественно-политическую, украинским геям до сих пор можно только с Запада.

В настоящее время, как мы надеемся, этот негативный имидж нашей страны в большой степени уже преодолен. Европейское гей-движение и само по себе только недавно стало представлять из себя заметную общественную и политическую силу и координация его усилий на международном уровне находится еще только в процессе становления. Тем более это характерно для нашего региона. Положение в области равноправия для лесбиянок и геев очень далеко от идеала не только в Украине, но и у всех наших соседей; для большинства из них даже соблюдение элементарных прав человека - и то представляет серьезную проблему. Тем не менее, зарождающееся геевское движение в странах бывшего Советского Союза и социалистического лагеря активно ищет возможности для сотрудничества.

Достаточно длительные связи (насколько это возможно при недолговечности наших инициатив) имеются между украинскими и польскими организациями. Еще в 1993 году геевский активист из Луганска посылал в польский геевский журнал "Inaczej" информацию о состоянии дел в геевском движении Украины. Летом 2000 г. варшавский "Forum Lambda" провел уже во второй раз фестиваль геевской культуры, в котором были предусмотрены украинский, белорусский и российский дни. Беларуская Лига Лямбда и журнал "Forum Lambda" с 7 по 9 сентября 2000 г. провели свой второй гей-прайд. В нем, как и в первом прайде, участвовала и украинская делегация, в том числе представитель Центра "Наш мир". Мы поддерживаем продолжительные контакты с журналом лесбийской литературы "Лабрис", который выходит в Санкт-Петербурге, московским радикально-феминистским журналом "Остров" и бюллетенем "Зеркало" проекта "ГендерДок". Зарождающееся геевское движение Молдовы находится под опекой родственного проекта "ГендерДок-М", который организовал уже две международные конференции, на которые были приглашены и представители от Украины.

Все эти связи, однако, носят достаточно случайный и спорадический характер. Пока еще слишком слабы, малочисленны и разобщены наши организации, чтобы реализовать своими силами какой-либо достаточно заметный проект и оказать серьезную помощь друг другу или международному гей-движению. Однако, само присутствие организованного движения в той или иной стране уже выводит ее из разряда "белых пятен" на карте и говорит об определенном уровне общественного сознания. Сейчас уже, пожалуй, не осталось ни одной заметной европейской страны (разве что Ватикан не в счет), в которой не было бы хоть одной геевской организации. Из международных ассоциаций Украина представлена в ИЛГА, европейское отделение которой (ИЛГА-Европа) на данный момент является самым представительным геевским объединением в нашей части света, занимает активную позицию в европейской общественной жизни, является консультативной организацией при Совете Европы.

Центр "Наш мир" активно сотрудничает с ИЛГА-Европой, в первую очередь в международных акциях, проводимых этой организацией. В июне 2000 г. мы приняли участие в кампании по лоббированию Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Мы направили серию писем депутатам Верховной Рады Украины, представляющих нашу страну в этой международной организации, с целью объяснить им важность и необходимость принятия двух рекомендаций, направленных на улучшение положения геев и лесбиянок в странах-участницах СЕ и улучшения иммиграционного законодательства по отношению к лицам, подвергающимся притеснениям по признаку сексуальной ориентации у себя на родине.

Надо заметить, различные международные лесбигеевские организации приветствуют появление геевского активизма в новых демократических государствах и довольно охотно идут на контакт. Кроме местных организаций, они также принимают в свои ряды индивидуальных членов и обычно идут на существенное снижение обязательных членских взносов для бедных стран Восточной Европы (однако, иногда и такая плата для нас оказывается слишком большой). Из авторитетных организаций, в которых Украина еще практически не представлена, следует назвать IGLYO - Международную организацию молодых лесбиянок и геев, - однако, мы надеемся, что в самом ближайшем будущем этот пробел будет восполнен.

Европейские ассоциации, международные и национальные, надо заметить, не обладают большими денежными ресурсами, хоть и готовы оказать посильную помощь. Гораздо богаче их американские (США и Канада) аналоги, которые, однако, мало занимаются международными проектами, сосредотачиваясь, в основном, на внутренних проблемах.

Интересными выглядят попытки установления связей с украинскими геевскими организациями в США и Канаде (у Центра "Наш мир" была уже пара таких запросов). Однако эти организации крайне требовательны к "истинной украинскости" своих партнеров, под чем подразумевается приверженность исключительно украинскому языку и традиционной культуре, что бесконечно далеко от сегодняшних украинских реалий. Их можно понять - в их странах во всякой национальной общине, и украинская тут не исключение, естественным образом сохраняются гораздо более консервативные взгляды, чем на исторической родине. (Так, во всех крупных городах Ирландии геевские колонны являются непременными участниками ежегодных парадов в день св. Патрика, но только не в крупнейшей ирландской общине Нью-Йорка). Самим национальным гей-группам часто трудно найти понимание как у своих национальных общин, так и у геевских организаций большинства. Надеемся, все же мы сможем найти общий язык с украинскими геями за рубежом.

К нашей организации за консультативной помощью также обращались представители иммиграционных органов зарубежных стран, например, были запросы о положении геев и лесбиянок в целом и вопросы в отношении конкретных лиц из США, Бельгии, Канады.

Конечно же, у украинских геев становится больше и личных связей за рубежом. Хотя в силу низкого уровня достатка нашим гражданам всё ещё очень трудно выезжать в другие страны в туристические или деловые поездки, коммуникации в значительной степени способствует увеличивающийся доступ к глобальной сети Интернет.

Примечания.

1. Архив Центра "Наш мир".

2. "Ганимед" против СПИДа. Рабочая газета. 28.07.1994.

3. Архив Центра "Наш мир".

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.


<<< К оглавлению Читать дальше >>>