ПРОГНОЗЫ В ИЗМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕЕВ В УКРАИНЕ

Основываясь на развитии ситуации у наших ближайших соседей, опережающих Украину в процессе построения демократического общества и рыночной экономики, но определенным образом близких по культуре, историческим судьбам и происходящим процессам, можно попробовать оценить грядущие перемены в положении геев и лесбиянок и отношения к ним со стороны общества и государства. Разумеется, к таким прогнозам следует относиться с большой осторожностью. Общее политико-экономическое положение нашей страны отличается большой нестабильностью и трудной предсказуемостью, но все же, думается, мы не составляем какого-то совершенно специфического случая и в некоторой степени основные направления нашей эволюции можно предугадать.

Изменение отношения общества к "сексуальным левшам"

Основываясь на имеющихся данных, украинское общество не является особо гомофобным. Скорее всего общее несколько опасливое, отстраненное отношение - "меня это не касается, я этого не одобряю, но это не мое дело" - сохранится и в дальнейшем. Однако следует ожидать и некоторого усиления гомофобных проявлений, вместе с ростом видимости и активности геевского сообщества. Краткий опыт работы Центра "Наш мир" подтверждает этот пессимистический прогноз. Покуда чего-то не видно, можно делать вид, что его не существует, но, когда уже нельзя просто закрыть на это глаза, придется занимать какую-то позицию, а позиция, сохраняющаяся "по умолчанию" в отношении гомосексуальности - максимальное отмежевание, вплоть до отрицания и осуждения. Можно предположить, что церкви, в особенности православные и греко-католическая конфессии, выступят с публичными заявлениями на эту тему. Резко негативную реакцию также следует ожидать со стороны всех прочих претендентов на сохранение т.н. "традиционной украинской духовности" - националистических партий и организаций (среди которых есть несколько очень воинственных), всякого рода казачьих объединений, союзов офицеров и литераторов и т.п. В этом с ними солидаризируются неоконсервативные течения - поклонники Аугусто Пиночета и Маргарет Тэтчер, - а также коммунисты-большевики, неофашисты и прочие крайне правые и часть крайне левых.

Поскольку все перечисленные силы не оказывают сколь-либо значительного влияния на общество, а еще менее на политику, то эту угрозу не следует драматизировать. В конечном итоге все упирается в развитие украинской экономики - если благосостояние общества будет улучшаться, то крайние политические взгляды не смогут овладеть умами. В противном случае никакой демократии не выжить.

Потенциальными союзниками в деле достижения подлинного равноправия для лесбиянок и геев являются партии левоцентристской направленности. В первую очередь, это Социал-демократическая (объединенная) партия - на сегодняшний момент сильная, организованная и обладающая реальным влиянием. Как и все прочие украинские партии, она представляет собой странный симбиоз доморощенных лидеров самого разного происхождения, но обнадеживает то, что они стараются строить свою деятельность, скорее изменяясь в соответствии с выбранной идеологией, чем изменяя принципы декларированной идеологии в соответствии со своими политическими амбициями - как то произошло с так называемой "Либерально-демократической" партией России, к примеру. Показательно, что совсем недавно она, первой из украинских партий, стала кандидатом на вступление в Социалистический Интернационал. Если наши социал-демократы хотя бы формально будут стараться соответствовать европейским критериям социал-демократии, то они окажутся реальной надеждой на помощь в борьбе за права геев и лесбиянок.

К сожалению, либеральная идея еще, видимо, долго будет чуждой украинскому обществу, так что партии либерального направления не могут рассматриваться как потенциальные влиятельные союзники. Может быть, проявят бoльшую гибкость нынешние социалисты и новые левые, но это уже из области чистых догадок.

Вполне можно ожидать проявления внимания к геевским проблемам со стороны различных общественных и государственных организаций (Центров социальной помощи молодежи, к примеру) и развития определенного сотрудничества с ними. Тут все полностью зависит от личности руководителя данной структуры. При доброжелательном и даже просто нейтральном отношении руководства, хотя бы какие-то люди обычно проявляют живой интерес и понимание лесбийско-геевских проблем.

Вряд ли в ближайшее время можно ожидать официально продекларированного внимания государства к этим проблемам и стремления обеспечить для геев и лесбиянок равные права во всех сферах жизни. Власти, безусловно, если и будут как-то помогать решению этих проблем, предпочтут делать это втихомолку. Наибольшее влияние на это может оказать именно пример соседей - положительные сдвиги в, скажем, Польше или Латвии служат прецедентом для подражания в Украине. Не выступая громко в защиту прав сексуальных меньшинств, законодатели, правозащитные организации и правительственные органы в Польше, к примеру, в некоторой степени ограждают их от посягательств со стороны католической церкви и крайне правых. Вообще говоря, тут трудно выделить защиту прав именно какой-то специфической группы - борьба за принципы свободы и равноправия подразумевает свободу и равноправие для всех.

С возникновением и развитием геевского сообщества следует ожидать изменения освещения тем, связанных с гомосексуальностью, со стороны СМИ. Появятся репортажи не о судьбах отдельных людей, но о событиях, происходящих внутри какого-то объединения, что изменит определенные стереотипы: несчастных одиночек, какой-то таинственной мафии, сексуально озабоченной богемы. С уменьшением налета сенсационности и скандальности, однако, сообщения на геевские темы перейдут в разряд второстепенных новостей. Начнутся (уже начались) бесконечные разоблачения известных политических, общественных и культурных деятелей, только теперь уже не иностранных, а отечественных. Впрочем, гомосексуальность ни одной из исторических фигур не станет общепризнанной, а ни один из современников ничего не подтвердит.

Видимость и социальная активность геев

Украинские геи и лесбиянки вряд ли осмелятся в ближайшем будущем массово "выйти из подполья". Во-первых, страх перед гомофобией общества (обычно сильно преувеличиваемой), во-вторых, стремление быть как все, не выделяться, заставят большую часть из них продолжать маскироваться под "нормального человека". Вместе с тем, все большее число людей и все раньше начнут осознавать свою гомосексуальность и все больше будут принимать ее как нечто данное и не требующее какого-то исправления.

Несмотря на все часто выражаемые страхи, не то что массовых, но и вообще сколь-либо заметных публичных проявлений однополого чувства не будет. Впрочем, даже единичный такой случай обычно вызывает неадекватную реакцию со стороны гетеросексуального большинства и следует ожидать распространения мнений о том, что "геи совсем потеряли стыд и совесть", что "сейчас каждый второй мужик - голубой" и т.п.

Вместе с ростом числа геев и лесбиянок, устраивающих свою жизнь согласно собственным представлениям, а не навязываемому шаблону, перед ними все чаще будут вставать чисто практические проблемы, не учитываемые нынешними законами и правилами - создание семьи, жилье, работа, дети, служба в армии и т.д. С возникновением таких проблем становится заметной неявная дискриминация, состоящая в отсутствии равных возможностей по устройству своей жизни. Вряд ли разобщенное гей-сообщество сможет решительно поставить вопрос о государственной защите своих интересов, но даже несколько ставших известными фактов помогут перевести дискуссии об этом из чисто теоретической в практическую плоскость. Это позволит, по крайней мере немногочисленным геевским и правозащитным организациям, апеллировать к власти и общественному мнению с фактами в руках.

Общая социальная пассивность и отсутствие традиций самоорганизации и отстаивания своих интересов будут продолжать тормозить развитие геевского движения в стране, однако уже имеющиеся небольшие группы энтузиастов смогут с большей свободой и возможностями организовывать свою работу. Видимо, время от времени будут возникать небольшие лесбийско-геевские группы в крупных городах и через несколько лет появится реальная возможность создать подобие общеукраинской федерации лесбийских и геевских организаций. Большинство групп будет существовать не слишком долго, но они помогут воспитанию активистов и накоплению ими опыта. Возможно, такие люди смогут привлечь внимание других организаций, в работе которых они участвуют, к проблемам людей гомосексуальной ориентации. Самая реальная возможность для этого существует в различных молодежных объединениях, по самому своему характеру всегда более радикальных, чем "взрослые" партии. Традиционно наиболее благоприятной - более толерантной, просвещенной, организованной, активной - средой является студенчество. Геевские группы, которые могут возникнуть в украинских университетах, наверняка получат определенное понимание и поддержку со стороны сверстников, как и, по крайней мере, настороженное отношение со стороны преподавательского состава. Усиливающиеся международные академические контакты, обмен студентами и т.п. будут только способствовать приближению к стандартам западной университетской жизни.

Основные проблемы геевской жизни - одиночество или очень узкий круг знакомств, отсутствие места для встреч и проведения времени в дружественной атмосфере - лишь в некоторой степени будут смягчены в крупнейших городах, где станут появляться специализированные или дружественные клубы, кафе, дискотеки. К сожалению, сохраняющаяся тяжелая экономическая ситуация явно не позволит в ближайшее время твердо стать на ноги геевскому бизнесу и изданиям. Основываясь на имеющемся киевском опыте, ситуация в этой сфере будет развиваться скорее по польскому образцу - существование небольших, только "для своих" заведений, - чем по московскому, когда геевские клубы быстро становятся популярными и модными и привлекают массу разнообразной публики, ищущей новых развлечений. В Киеве не тот уровень привлечения денег и не такая массовая аудитория.

Изменения в законодательстве

Большое число важнейших законодательных актов, которые определяют все сферы повседневной жизни человека, давно готовятся к принятию Верховной Радой - новые Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д. Возможно, в скором будущем они сменят нынешние законы, представляющие собой эклектичную смесь советского законодательства и неотложных поправок. Пока что, однако, приходится рассматривать действующее законодательство. Сразу следует заметить, что и в подготовленных законопроектах, скорее всего, никакого внимания вопросам равноправия для геев и лесбиянок уделено не будет, но в любом случае они не могут не касаться этой проблемы, поскольку регулируют жизнь всех жителей страны.

Вполне возможно, что законы, которые будут приниматься, в чем-то даже ужесточат правовое регулирование по отношению к гомосексуалам. Если законодатели и вспомнят об их существовании, то скорее с целью ввести определенное регулирование и ограничение в тех областях права, которые сейчас никак, по крайней мере в явном виде, не учитывают само существование геев и лесбиянок. Так, возможно введение явного запрета на однополый брак; законодательного или административного ограничения на занятие геями определенных должностей, усыновление детей геевскими парами и т.п. Скорее всего, однако, наши законодатели и исполнительная власть предпочтут закрыть на это глаза.

Вопросам соблюдения равноправия для всех граждан страны, в том числе и геев, могли бы поспособствовать Верховный или Конституционный суды, как то произошло в Канаде или Венгрии, или Уполномоченный по правам человека, по собственной инициативе или с подачи правозащитных организаций. Однако опыт работы наших официальных институтов по защите прав человека не вселяет никакого оптимизма. Это весьма консервативные органы, отстраняющиеся от решения реальных проблем людей и не желающие идти на конфликты с исполнительной властью.

Тем не менее, все же некоторые возможности для продвижения в данном вопросе существуют. Надо заметить, что далеко не всё, особенно в нашей стране, упирается в вопросы наличия соответствующих законодательных положений. Законодательство Великобритании, к примеру, куда более дискриминационно касательно сексуальной ориентации, чем украинское, но реальное положение геев и лесбиянок в этой стране безусловно лучше отечественного. Заставить власти обратить на себя внимание - это принесло бы украинским гомосексуалам больше пользы, чем принятие любого закона. Тут все в собственных руках украинского геевского движения.

Определенное влияние на реформирование украинского законодательства может оказать опыт Европейского Союза и Совета Европы. В новый Амстердамский договор, определяющий жизнь Европейского Союза, включено, впервые на континенте, положение о необходимости защиты против дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Международные и национальные лесбийско-геевские организации, а также политики и депутаты Европейского парламента сейчас ведут активную работу с тем, чтобы это положение не осталось лишь благим пожеланием. Украина в обозримом будущем не станет членом Евросоюза, но, желая присоединиться к этой организации, будет вынуждена учитывать ее законодательный опыт. Совет Европы готовит сейчас поправки, расширяющие сферу антидискриминационного действия Европейской Конвенции по правам человека и основным свободам; если удастся включить в число этих поправок запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, то, после ратификации парламентом, это положение станет частью украинского законодательства.

Наконец, если украинское лесбигеевское движение сможет разработать необходимые законодательные предложения и сумеет их представить хотя бы на общественное рассмотрение (трудно рассчитывать на наличие депутатов, которые согласятся вынести такие законопроекты на рассмотрение парламента), то это, по крайней мере, привлечет внимание законодателей и широкого общества к этим вопросам. Они запомнят, что есть такие люди, и что они напоминают о своих интересах, и что их необходимо каким-то образом учитывать. Не стоит надеяться на быстрые и решительные изменения, но вполне реально, что в обозримом будущем украинское законодательство впервые сможет обеспечить какую-то защиту от дискриминации по отношению к геям и лесбиянкам. Не менее важным было бы появление судебных решений, которые воплотили бы в жизнь те скромные возможности по защите от дискриминации, которые уже существуют в отечественном праве.

В конечном итоге, все упирается в желание украинских геев и лесбиянок заявить о своих правах и бороться за их признание. Дорогу осилит идущий.


<<< К оглавлению Gay.Org.Ua >>>