ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА К ГЕЯМ И ЛЕСБИЯНКАМ

Источники информации

То, как происходит изменение социального положения геев и лесбиянок в современной Украине, очень похоже на нынешнее состояние дел во всем государстве: иногда кажется, что из года в год совершенно ничего не меняется и мы живем все в той же стране, что и десять лет тому назад, но, если оглянуться сразу на десятилетие, перемены могут быть разительными. Во-первых, тема гомосексуальности во многом, хотя и не всегда и не везде, перестала быть табу. Она обсуждается на телевидении и в прессе, появились первые, хоть и немногочисленные люди, не скрывающие и не стыдящиеся своей гомосексуальности, геи - герои (пока только западных) художественных фильмов и светской хроники - известны всякому отечественному зрителю, стали даже выясняться вчера еще замалчиваемые подробности личной жизни известных украинцев (и россиян - российский фактор нельзя не учитывать при анализе нынешней ситуации в Украине, поскольку наши страны по-прежнему находятся в одном информационно-культурном пространстве). Во-вторых, сами геи и лесбиянки начинают заявлять о своих интересах и правах как граждан этой страны. И в-третьих, Украине приходится сталкиваться с этими вопросами в процессе своего развития как современного открытого европейского государства.

Разумеется, знания, которые получает средний украинец о жизни геев и лесбиянок, крайне скудны, случайны и часто искажены; кроме того, по большей части они касаются жизни за границей и поэтому воспринимаются как нечто имеющее мало отношения к украинским реалиям. Главная проблема тут состоит в невидимости отечественных геев из-за отсутствия у них самосознания и из-за их боязни быть открытыми обществу. Поэтому, в любом случае, всякая информация по геевской тематике несет оттенок экзотичности и сенсационности, чем, с одной стороны, привлекает к себе внимание, а с другой стороны, создает впечатление чуждости и редкости явления. В массовом сознании вместо достоверной информации обычно по-прежнему присутствуют укоренившиеся предрассудки и домыслы, сквозь призму которых и воспринимаются гомосексуальные сограждане. В таких условиях, часто собственный негативный опыт общения с каким-то отдельным геем или прозвучавшая информация о конкретном происшествии неоправданно обобщается и переносится на все гомосексуальное сообщество.

Соответственно, средний украинский гей или лесбиянка вовсе не стремится афишировать эту сторону своей жизни. Собственно говоря, для человека совершенно нормально не делать свою личную жизнь достоянием гласности, но геям и лесбиянкам приходится дополнительно принимать меры по маскировке, сокрытию того, чего обычному среднему человеку прятать и в голову не придет. Разве что в богемных кругах не так принято скрывать и стыдиться своих гомосексуальных наклонностей; потому единственным действительно известным геем в стране можно считать лишь поэта и певца Константина (Костя) Гнатенко. Хотя, разумеется, слухов и вполне достоверных сведений о "нетрадиционной" сексуальности известных людей существует множество, но пока что ни один такой политик, общественный деятель, бизнесмен не осмелился жить открытой жизнью. Что уж говорить об учителе, милиционере, военнослужащем, чиновнике.

Практически никаких сведений о гомосексуальности не содержится ни в школьном курсе обучения, ни в вузовских учебных планах, в том числе педагогических, юридических, даже большинства медицинских учебных заведений. Научные и социологические исследования по этой теме в Украине почти отсутствуют.

В принципе, тема гомосексуальных отношений до сих пор очень редко используется как одна из важных сюжетных линий в рассчитанных на массового читателя (зрителя, слушателя) произведениях. Кроме того, в советское время произведения с таким сюжетом либо просто не публиковались, либо подвергались цензуре. Однако сейчас, во-первых, происходит массовая публикация книг, ранее недоступных широкому читателю, во-вторых, во многом снято табу на гомосексуальные сюжеты в западной поп-культуре и это не может не сказаться на отечественном потребителе. К сожалению, из-за общего упадка культурной жизни и определенной отсталости украинской массовой культуры по сравнению с современным уровнем, отечественных произведений на данную тему практически нет. Однако, в основном благодаря российским издательствам, доступна разнообразная, хотя и не слишком многочисленная, литература - по большей части переводы на русский язык современной западной книги. Надо заметить, что в любом случае это литература не относится к области массового чтения и не затрагивает слишком большую аудиторию.

Если кого-либо серьезно заинтересует научный взгляд на проблемы гомосексуальности, то ни отечественной или российской, ни переводной современной мировой литературы ему найти почти не удастся. Едва ли не единственным доступным источником, отражающим взгляды современной науки, являются работы московского сексолога И. Кона, в особенности одна из его недавних книг "Лунный свет на заре".

Поскольку кинематограф Голливуда, а также европейских стран и Японии, во многом снял табу на гомосексуальность, то на видеорынке совсем нетрудно найти десятки картин, от чисто коммерческих до настоящих шедевров киноискусства; нередко можно увидеть такие фильмы и по телевизору. Из-за того, что в абсолютном большинстве это продукция западная (ну, можно найти отдельные российские картины, затрагивающие тему), то в них мы часто встречаемся с чужим для нас подходом, героями и жизненными ситуациями. С одной стороны, зритель привыкает к тому, что гей или лесбиянка могут быть рядовыми, обычными героями фильма, с другой - непривычное для обывателя обилие таких персонажей уверяет его в чужеродности, "заграничности" этого явления и вызывает некоторое раздражение.

Впрочем, это вряд ли относится к любимым народом, а особенно домохозяйками, телесериалам. Эти произведения скроены по всем шаблонам политической корректности и по самому замыслу не могут очернить чей-либо образ, поэтому каждый герой там обязан вызывать симпатию. И, сочувствуя очередным перипетиям судьбы героев "Династии" или "Района Мэлроуз", зритель не отделяет их гомосексуальных героев (а сейчас едва ли не в каждом таком сериале имеется хотя бы один негр и один гей) от остальных. Это приучает зрителя к мысли об обычности, даже нормальности гея (лесбиянки).

Фильмы, показываемые телевидением, на самом деле крайне редко являются ориентированными именно на гомосексуальную аудиторию, хотя у рядового обывателя и может сложиться такое представление. Такие ленты демонстрируются на нашем телевидении довольно часто, может просто потому, что эта тема последнее время стала достаточно популярной в западном, да и не только в западном, кинематографе. Еще чаще попадаются просто какие-то отсылки к теме гомосексуальности в самых разнообразных фильмах. Для западного зрителя это в порядке вещей, да и наши глаза обычно уже не спотыкаются на таких сценах.

Уровень такого кино тоже самый разный - от таких мировых шедевров как "Людвиг" Висконти до коммерческой комедии "Туда-сюда". Последний фильм как раз можно рассматривать как редкий случай кинокартины, посвященной в основном теме гомосексуальности, но ориентированной на самую широкую аудиторию.

На самом деле, каждой группе зрителей нужно свое кино и невозможно угодить вкусам всех. У геев может создастся впечатление, что это фильмы "не про то", а у рядового обывателя - что слишком "про то". Все эти проблемы решаются с развитием телевизионной сети, появлением программ и целых телеканалов, ориентированных именно на своего зрителя. Вместе с тем, общность нашего телевидения для всей зрительской аудитории приводит к тому, что западное кино и телевидение, гораздо более открытое, раскованное и разбирающееся в предмете обсуждения, проникает в каждый дом и последовательно меняет общественные стереотипы.

Свой вклад в информационную среду вносят также и российские телеканалы, ретранслируемые на территории Украины, а также региональные и кабельные телекомпании. Различия в объеме, качестве и форме подачи информации о геях между государственными и частными телекомпаниями в основном сводятся к различию в общем техническом и художественном уровне их программ. Местные, в особенности частные, телекомпании чаще показывают более "заостренные" на гомосексуальной тематике фильмы, которые их более крупные собратья не хотят или не решаются показать. В то же время уровень собственных программ у региональных мелких телекомпаний обычно заметно ниже, чем на крупных, более профессиональных, каналах.

Средства массовой информации

Разновидностью телепередач, регулярно затрагивающих тему, являются многочисленные ток-шоу. Тут, пожалуй, случаются самые интересные и поучительные встречи широкой аудитории с геевской тематикой. Разные по уровню и стилю, ток-шоу тем не менее позволяют геям открыто говорить о себе, своих проблемах и своих взаимоотношениях с обществом. Зрители видят не абстрактный образ гомосексуала, показанный через представления и восприятие авторов программы, а конкретного человека, похожего на них самих. Хотя, конечно, позиция и профессиональное умение авторов программы неизбежно влияет на конечный итог - что увидит зритель.

В целом эти передачи - все-таки весьма немногочисленные - показывают, что в нашем обществе существуют диаметрально противоположные взгляды по вопросам, связанным с гомосексуальностью и что говорить об устоявшемся общественном мнении здесь не приходится.

Что касается прессы, то показателем происшедших изменений можно считать то, что сейчас уже практически не появляется "первопроходческих" публикаций, которые бы стремились раскрыть глаза читателю на то, что гомосексуализм у нас есть, которые так часто появлялись в годы перестройки. С самим фактом существования в Украине геев и лесбиянок общество уже знакомо и журналистов интересуют какие-то более конкретные вопросы. Радует, что встречается все больше газетных и журнальных статей, авторы которых стремятся разобраться в освещаемых вопросах и выдерживают достаточно беспристрастный стиль. По нашим наблюдениям, журналистика такого плана составляет несколько более половины всех материалов, так или иначе затрагивающих тему гомосексуальности. Однако очень характерным является стремление автора отстраниться, снабдить материал ироническим или даже несколько осуждающим комментарием или, по крайней мере, заголовком, - вероятно, чтобы, не дай Бог, читатель или зритель не заподозрил журналиста в личной симпатии к гомосексуальности. Таким стилем грешат практически все крупные украинские печатные издания и телеканалы, обращающиеся к теме. К примеру, во вполне заинтересованном и доброжелательном телерепортаже канала "1+1" с Гей-Геймс (нечто вроде геевской Олимпиады) в Амстердаме журналистка обронила фразу "...эти не вполне мужчины и не вполне женщины". В несколько сумбурной, но в целом нейтральной и написанной в отстраненном безличном тоне статье о гомосексуальности, помещенной в журнале "Моё здоровье" 1, автор в конце посчитал абсолютно необходимым подчеркнуть, что лично он никоим образом с темой не связан и относится ко всему этому очень отрицательно.

В поиске информации, пресса иногда обращается к, мягко говоря, сомнительным источникам и "специалистам". К примеру, медицинская газета Украины "Ваше здоров'я" напечатала под заголовком "Вади бiологiчної статi" 2 ("Пороки биологического пола") статью врача-андролога, изобилующую не имеющими никакого отношения к гомосексуальности - психологическому явлению - описаниями гермафродитизма и заполненную дремуче-невежественными, давно опровергнутыми, мифами. Подразумевается, что это и есть научный подход к теме.

Если даже журналист выдержал ровный стиль своей работы, редактор часто помещает рядом или в ближайшем выпуске другой материал, однозначно негативный. Причем редакторы совершенно не стесняются помещать в печать откровенно гомофобные материалы, беспочвенно обвиняющие гомосексуалов во всех смертных грехах или просто оскорбляющие их всеми возможными способами. Такой стиль журналистики, например, очень характерен для популярной газеты "Киевские ведомости". В этом издании на той же странице, где помещена большая и вдумчивая статья о недавнем исследовании, открывшем широкой публике малоизвестные страницы биографии поэтессы Леси Украинки, под рубрикой "Кстати" тиснуто откровенно графоманское небольшое стихотворение, автор которого так возмущен самой мыслью о существовании гомосексуализма в Украине, что опускается до нецензурной лексики 3. В этой же газете нередко появлялись совершенно гомофобные статьи, использующие в попытке убедить читателя все приемы грязной пропаганды (к примеру, статья "Гей, славяне! Злодеяния, совершаемые представителями сексуального меньшинства" 4).

Кроме, мягко говоря, противоречивых, а иногда и просто глупых или оскорбительных заголовков, газеты и журналы очень часто снабжают текст совершенно не имеющими отношения к содержанию броскими фотографиями, а телеканалы используют яркий видеоряд (желательно шоу трансвеститов или геевский карнавал), пусть даже речь идет о научной конференции.

Как и везде, гомосексуальность является лакомой приманкой для отечественной бульварной прессы ("Бульвар", "Интересная газета", "Экспресс-газета" и пр.), однако и издания, претендующие на серьезность и основательность, не прочь уделить внимание "жареной" теме, причем конкретная направленность материалов может быть самой разной; обычно это бездоказательные "разоблачения" тайной жизни каких-то известных лиц или кругов. Кроме того, естественно, многочисленные "эротические" издания часто затрагивают тему гомосексуальности, в этом случае почти всегда нейтрально или положительно. Можно упомянуть в этой связи такие издания как "Флирт", "Симона".

Многочисленные рекламные издания далеко не всегда соглашаются публиковать геевские объявления о знакомствах на своих страницах. При размещении на луганских радиостанциях объявления об открытии геевской телефонной линии помощи, одна из популярных станций "Радио Эхо" отказалась принять такое объявление, мотивируя это своим нежеланием связываться со скользкой темой. Впрочем, они были готовы поступиться принципами при большем объеме заказа. Аналогично отказался разместить такое объявление еженедельник "Арт-мозаика" (при том, что рекламу интимных услуг эта газета считает вполне приемлемой). В той же самой газете, однако, нередко можно найти перепечатанные материалы или письма вполне дружественной геям направленности. Материалы геевской тематики, не несущие сенсационного привкуса, крайне редко привлекают внимание масс-медиа.

Общество

Данные об отношении разных групп населения к гомосексуальности и гомосексуалам в Украине очень немногочисленны. Среди самых последних заслуживают внимание результаты телефонного блиц-опроса, проведенного телепрограммой "Снiданок з 1+1" 26 марта 2000 г. Зрителям было предложено выбрать один из трех вариантов ответа на вопрос "Как вы относитесь к борьбе сексуальных меньшинств за свои права?" - "С возмущением", "С уважением" и "Мы к этому еще не готовы". С начала опроса голоса разделились примерно поровну, но к концу, после выступления в передаче двух геевских активистов, количество голосов, выбравших второй вариант, несколько увеличилось; в конечном итоге:

Таким образом, лишь меньшинство почувствовало себя оскорбленным самой постановкой вопроса, хотя и до широкого признания этих проблем еще довольно далеко. Разумеется, эти данные не слишком-то репрезентативны, поскольку отражают мнение преимущественно жителей столицы; в провинции обстановка должна заметно отличаться.

Опрос, опубликованный газетой "Kyiv Post" (киевское англоязычное издание) 5, показал следующие результаты: на вопрос "Каково ваше отношение к сексуальным меньшинствам?",

Было опрошено 1000 человек в возрасте от 15 до 55 лет во всех регионах Украины.

"Киевские ведомости" упомянули о результатах опроса, проведенного социологами Центра социальных служб для молодежи Херсонской области среди 440 старшеклассников в возрасте от 13 до 18 лет 6. По их словам, негативное отношение высказали 43%, а положительное - 10%. В сельской местности число высказавших отрицательное отношение на 10-20% больше, чем в городской.

Социологическое исследование, проведенное авторитетной службой "Социс-Гэллап", результаты которого были опубликованы в газете "День" 7, предлагало респондентам ответить на вопрос "Вы согласны с тем, что существование клубов и объединений сексуальных меньшинств должно быть запрещено?". Ответы распределились следующим образом:

Опрошены были 1200 человек, представляющих основные социально-демографические категории взрослого населения Украины.

Вообще, мнение о том, что "голубым" и "розовым" можно позволить жить как они хотят, лишь бы не высовывались - пожалуй, наиболее распространенное в современном украинском обществе. По своим собственным наблюдениям, мы не видим в обществе широкого распространения активной гомофобии; люди обычно вполне терпимо относятся к геям и лесбиянкам при личном знакомстве; эпоха массового "ремонта" - преследований, избиений и шантажа гомосексуалов - осталась в прошлом. Однако, многие люди крайне нетерпимо относятся к мысли о том, что геи и лесбиянки могут жить открыто, не таясь. Публичные проявления однополой привязанности для мужчин почти совершенно немыслимы, а для женщин интерпретируются как проявления женской дружбы. После публикации объявлений об открытии линии телефонной помощи и культурного центра для геев и лесбиянок, наша организация получила немало оскорбительных и угрожающих звонков, вплоть до угроз физической расправы. Кроме того, работники фирм в том же офисном здании, были крайне раздражены таким выявившимся соседством и высказали свои претензии руководителю компании-арендодателя. (По его словам, в наш адрес раздавались даже нецензурные высказывания. Надо заметить, что лично к нам никто не обращался.) Мы были вынуждены снять свою вывеску с фасада здания. Вместе с тем, издатели единственного геевского журнала в стране "Один з нас" (Киев) встретили вполне дружелюбное и уважительное отношение со стороны своих деловых партнеров.

В ходе опроса, проведенного Центром "Наш мир", выяснялось, помимо прочего, как к гомосексуалам, по их субъективному мнению относятся разные категории населения. Результаты опроса, отдельно среди геев и среди лесбиянок, приведены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Отношение к гомосексуалам (по их мнению) разных слоев общества: 1) молодежь мужского пола; 2) молодежь женского пола; 3) люди среднего возраста; 4) пожилые люди; 4) люди с высоким уровнем образования; 5) люди с низким уровнем образования
Как видно из диаграммы, наиболее негативно к геям, по их мнению, относятся молодые парни и люди старшего поколения. С последним утверждением согласны и лесбиянки. Лучше же всего к гомосексуалам относятся образованные люди, то есть те, кто владеет большей информацией и кто по своей природе более терпимы к индивидуальным проявлениям личности.

В целом, можно заметить, что отношение украинского общества к гомосексуальности и гомосексуалам неоднозначное, переменчивое, находящееся в процессе формирования. В столице и крупных городах оно, естественно, более терпимое; в провинции и в сельской местности более консервативное и гомофобное.

Государственные и правоохранительные органы, Вооруженные Силы

Государственные органы Украины по разным причинам не желают видеть в геях и лесбиянках часть современного украинского общества, если точнее, не желают замечать их. Когда же геи и лесбиянки тем или иным способом дают о себе знать, самое меньшее, что можно ожидать в ответ со стороны государственных органов - раздражение. А еще абсолютное нежелание, вплоть до панического страха, чтобы конкретного чиновника каким-либо образом ассоциировали с темой гомосексуальности. Обычный гей или лесбиянка, если и входит по тем или иным причинам в контакт с государственными органами управления, то вне связи со своей сексуальной ориентацией (если не считать правоохранительных органов, о чем будет сказано ниже). Поэтому это происходит незаметно для обеих сторон. Другое дело - геевские и лесбийские общественные организации и бизнес. Например, из различных источников нам стало известно, что городские и областные власти Луганска - госадминистрация, правоохранительные органы - недовольны существованием такой организации в своем городе и хотели бы найти возможность для прекращения нашей деятельности. Вообще, это очень характерно, что в своем официальном качестве люди относятся к гомосексуальности гораздо более нетерпимо и опасливо, чем при личном общении. В отсутствие государственной политики и реального понимания вещей, они склонны придерживаться своих личных или принимаемых ими за "стандартные" общественных предубеждений при принятии решений.

При регистрации Центра "Наш мир" Луганским областным Управлением юстиции и Министерством юстиции были нарушены оговоренные законом сроки и выставлены совершенно незаконные требования для разрешения работы нашей организации. Чиновники Управления постоянно от законодательных вопросов переходили к морали - в их представлении - и отказывались признать наше право на защиту общечеловеческих прав геев и лесбиянок. Аналогичным образом, Государственная налоговая инспекция не посчитала нашу работу идущей на благо общества. При всякой возможности неоднозначного толкования закона, государственные органы склонны его толковать самым неблагоприятным для лесбийско-геевской организации образом.

Если говорить о милиции и прокуратуре, то украинские геи и лесбиянки не доверяют своим правоохранительным органам и не хотят с ними связываться никоим образом. Во многом это связано с вообще низким авторитетом этих служб в обществе. Кроме того, у геев еще жива память о тех годах, когда гомосексуализм был уголовным преступлением. Во всяком случае, согласно опросу, проведенному Центром "Наш мир", работники правоохранительных органов лидируют среди представителей прочих профессий как те, кто по мнению и геев и лесбиянок относится к ним наиболее отрицательно (рис. 2).
Рис. 2. Отношение к гомосексуалам (по их мнению) представителей разных профессий: 1) работники правоохранительных органов; 2) журналисты; 3) медики; 4) другие
Нам известен только один случай, когда милиция реально помогла защитить гея и множество случаев, когда она не захотела вмешиваться или сама поступала с гомосексуалами совершенно незаконным образом. К примеру, гей из Одесской области рассказывает о случае когда он нарвался на группу "ремонтников", которые намеревались его избить. Его выручил наряд милиции, но интересным образом - арестовав жертву нападения. Он пишет: "А мальчиков этих тоже привели. Их опрашивают, записывают показания! Это значит я всю банду изнасиловать хотел? У меня и вещи отобрали... Наручники одели и в отдел завели, а там уже задержаны для этого повода - ну знаете есть такие хулиганы подручные у ментов - ты нам это, а мы на то глаза прикроем. В общем опустили, избили и все прочее под улюлюканье ментов. Видят менты - плохое сотворили - скорую бы надо! Но и тут они нашлись, отвезли меня в дурдом, сдали чин чинарем. Ведь по старым добрым временам помнят услужливую медицину - раз милиция привезла, значит лечить надо. От чего - ни я, ни они толком не знают! Ведь ориентацию уже не лечат, ну побои разве что, чтобы прокурору на них не жаловался" 8.

В ходе следствия по уголовному делу, связанному с убийством одного гомосексуала в Луганске, милиция незаконными методами проводила допросы свидетелей, требовала от них предоставления сведений о всех известных им геях, собирала информацию совершенно постороннего и даже самого интимного характера, использовала провокации для задержания свидетелей с целью оказания на них дальнейшего морального давления, хотя и воздерживалась от грубых форм физического воздействия. Вовлеченные в это дело геи конфиденциально сообщали нам о милицейском произволе, но решительно не желали подавать официальные жалобы и выдвигать открытые обвинения, поскольку ясно понимали, что управы на такие действия правоохранительных органов найти будет невозможно.

Несколько слов по поводу составления милицией списков лиц гомосексуальной ориентации. Такого рода деятельность регламентируется Законом Украины "Об оперативно-разыскной деятельности". Закон предусматривает, что оперативно-розыскная деятельность - это система гласных и негласных розыскных, разведывательных и контрразведывательных мер, которые осуществляются с использованием оперативных и оперативно-розыскных мер. Поэтому, когда речь идет об убийстве гея, милиция вправе, по идее, спрашивать о сексуальной ориентации свидетеля. С другой стороны, сведения, которые касаются личной жизни, чести и достоинства человека, если они не содержат сведений о совершении преступлений, согласно тому же закону, сохранению не подлежат и должны быть уничтожены. То есть закон защищает права человека и ограничивает произвол правоохранительных органов. Но на практике, как и в других областях права, имеются существенные отличия в применении закона. Поэтому, однажды полученные сведения хранятся, без внимания на то, какой они характер имеют - на всякий случай. Касается это и списков геев и лесбиянок, которые, по-видимому, имеются у соответствующих подразделений во всех регионах Украины.

Вместе с тем, как и в других сферах жизни, все зависит от человеческих качеств конкретной личности. Есть в правоохранительных органах люди, которые относятся к гомосексуалам как к обычным гражданам, придерживаясь требований закона и общечеловеческих принципов взаимоотношений. Государственные структуры не применяют каких-то специальных мер для выявления скрытых гомосексуалов в своих рядах и не применяют к уже известным им таким лицам каких-либо особых мер воздействия, по крайней мере покуда те не афишируют свою сексуальную ориентацию.

Согласно ответам Министерств внутренних дел и юстиции, в этих ведомствах не существует никаких программ и не имеется никакой информации по каким-либо вопросам, связанным с гомосексуальностью, в т.ч. по проблеме сексуального насилия в исправительных учреждениях.

Что касается Вооруженных Сил, то распространенные в украинской армии т.н. "неуставные отношения" делают совершенно невозможным нахождение открытого или разоблаченного гея на срочной воинской службе - это связано с риском, как минимум, потери им всякого уважения, а то и с риском для самой его жизни. Министерство обороны не признает само существование этой проблемы. Согласно официальному ответу Минобороны на наш информационный запрос, "Программ психологической поддержки военнослужащих-геев и лесбиянок в Вооруженных Силах Украины в данное время не существует в связи с отсутствием этой проблемы". Вместе с тем, гомосексуальность официально не рассматривается как причина для увольнения из рядов или освобождения от призыва на службу в ВС. На практике это приводит к тому, что геи, не желая служить в армии, и армейское командование, не желая допустить появления открытых геев на службе, изыскивают способы освободить их от службы под иными предлогами. Кроме того, согласно тому же письму, "Что касается занятия должностей, которые связаны с воспитанием личного состава и продвижения по службе, то гомосексуальность может рассматриваться как ограничение в совокупности с прочими морально-деловыми качествами военнослужащего". Отсюда ясно, что в настоящее время в Вооруженных Силах Украины существует и официальная дискриминация по признаку сексуальной ориентации.

Медицина

В украинской сексопатологии практически не отводится места изучению проблем гомосексуальности и, соответственно, никаких более или менее серьезных исследований по этому вопросу не проводилось. Можно отметить лишь Киевский городской центр семейно-врачебно-психологического консультирования и кафедру медицинской психологии и сексологии Харьковского медицинского университета последипломного образования, возглавляемую проф. В.В. Кришталем. Однако и они за основу берут теории и методики, которые были разработаны ранее Всесоюзным научно-методическим центром по вопросам сексопатологии, возглавлявшимся Г.С. Васильченко. Поэтому нет ничего удивительного в том, что украинская сексопатология переняла у ранее существовавшей советской необоснованные, предвзятые мнения о гомосексуальности и гомосексуалах, переписывая уже кем-то ранее найденные диагнозы "психопатии истероидного типа сексуальной мотивации" 9 и явления "гиперболизации сексуальной сферы" 10. Такого рода исследования полны ставших догмами положений, не имеющих никакого отношения к действительному положению вещей в области гомосексуальных отношений, но которые в ходу у большинства не только сексопатологов, но и медиков вообще.

В отечественной сексопатологии укоренилась тенденция разграничивать так называемые "активную" и "пассивную" формы мужского гомосексуализма (типы сексуального поведения), а в дальнейшем подобное разграничение было предложено также и в отношении женщин-лесбиянок 11. В качестве критериев была принята сексуальная самоидентификация обследуемого: наличие или отсутствие полоролевых нарушений, ощущение принадлежности к своему или противоположному полу, т.е. так называемый "субъективный пол". Причем, по мнению сексопатологов "пассивными" геями/"активными" лесбиянками рождаются, а "активными" геями/"пассивными" лесбиянками становятся. Необходимо также сказать о существовании стереотипа "активного" гомосексуала как маскулинного, иногда с гиперролевым поведением. "Пассивный" гей представляется гиперфеминным, использующим косметику и одевающимся в одежду противоположного пола (гомосексуальный трансвестизм) и играющего в однополой паре роль "жены" 12. То что гомосексуал может выполнять обе роли, а также отклонения от стереотипов (гей маскулинного типа выполняет "пассивную" роль) отечественная сексопатология, вслед за советской, к рассмотрению не принимает.

В настоящее время в новой систематике сексуальных расстройств (МКБ-10), принятой в Украине 13, гомосексуальность (ни мужская, ни женская) в группе психосексуальных расстройств не упоминается. Вместе с тем, психосексуальные расстройства представлены тремя подклассами: 1) расстройства половой идентичности, куда отнесены транссексуализм (трансгендеризм), трансвестизм и явления гендерной нонконформности в допубертатном (доподростковом) периоде; 2) расстройства сексуального предпочтения (фетишизм, в том числе фетишистский трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм; 3) психологические поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией. Все они отнесены к классу расстройств личности (психопатии), что воскрешает старую точку зрения на перверсии как на "половую психопатию". Более того, не существует каких-либо разъяснений по поводу того, что под понятием психологического поведенческого расстройства, связанного с сексуальной ориентацией, подразумевается эгодистоническая (причиняющая ее носителю желание избавится от нее) гомосексуальность, но не гомо- или бисексуальность вообще, что порождает неопределенность и некоторыми сексопатологами и психиатрами может быть расценено как повод отнести эти явления к болезни и, соответственно, ставить диагноз и предпринимать попытки лечения.

Украинская медицина все еще считает возможным "лечение" гомосексуальности, таким образом неявно предполагая, что гомосексуальность - болезненное состояние, нуждающееся в лечении. Предлагавшиеся в мировой практике методы лечения гомосексуальности условно можно разделить на: 1) хирургические, 2) психотерапевтические, 3) фармакотерапевтические и 4) фармакопсихотерапевтические. Такой метод хирургической коррекции, как лобная лейкотомия, насколько нам известно, в отечественной медицинской практике не использовался и был применен в 50-х годах немецкими нейрохирургами, но не принес ожидаемых результатов.

Среди методов психотерапевтической коррекции выделяют: адверсивную терапию, психоанализ, внушение. Оценка психоаналитического метода лечения неоднозначна. Об успешных результатах психоанализа в лечении гомосексуальности указывает Г.С. Кочарян (Харьковский институт усовершенствования врачей, 1994) 14. Единичные случаи успеха рациональной психотерапии наблюдали некоторые авторы (Платонов К.И., 1962), а А.М. Свядощ считает, что психотерапевтическая коррекция эффективна при так называемых "пассивной" форме женского и "активной" форме мужского гомосексуализма, так как они являются, по мнению автора, приобретенными формами полового извращения. В качестве психотерапевтического метода коррекции используют ряд отечественных методик поэтапной коррекции, у истоков которых был отечественный сексопатолог и психотерапевт Н.В. Иванов. В частности, Я.Г. Голанд предложил систему поэтапного перевоспитания личности 15. Автором данной методики положительные результаты наблюдались в 4 из 6 случаев. Подобный метод поэтапного психосексуального тренинга предложен в 1994 г. харьковским сексопатологом Б.Л. Гульманом.

Начиная с 1960-х годов, после публикации сборника работ "Терапия поведения и неврозы" под редакцией H. Eysenk (1968), стали применяться методы условно-рефлекторной терапии с болевым подкреплением электрическим током, в том числе и в нашей стране. Другим методом адверсивной терапии, описанным в отечественной литературе 16, является использование 1% или 0,5% раствора апоморфина, вводимого пациенту подкожно. Механизм действия препарата пациенту не раскрывают, а говорят, что ему будет введен препарат, который избавит его от гомосексуальности. Спустя 3-4 минуты после введения препарата пациенту внушают безразличие к гомосексуальным актам, предлагают вызывать у себя фантазии о гомосексуальных отношениях, демонстрируют ему фото и видео гомосексуального содержания. На 10-20 минуте после введения препарата возникает тошнота и рвота (вызванные апоморфином), которые со временем ассоциируются у пациента с гомосексуальными тенденциями, которые, в свою очередь, приобретают отрицательную окраску. Курс такой терапии составлял 10-20 сеансов. Эффект апоморфиновой терапии, по замечанию автора данной методики (А.М. Свядощ, 1998), был временным.

Исходя из того, что нейролептики вызывают временное прекращение гомосексуальной практики, было предположено, что формированию и укреплению гетеросексуальных тенденций может помочь психотерапия. На основе этого была разработана фармако-психотерапия гомосексуальности, широко применявшаяся как в советской психиатрической практике, так и в сексологической практике до настоящего времени. При этом методе коррекции пациенту вначале назначали препараты из группы нейролептиков и тем самым достигалось ослабление полового влечения, а затем на фоне прекращения гомосексуальной практики путем внушения и убеждения пытались затормозить гомосексуальные и выработать гетеросексуальные условные связи, после чего нейролептики постепенно отменяли (положительные результаты были получены у 3 пассивных и 1 активной лесбиянки из 4 активных и 4 пассивных). Несмотря на казалось бы многообещающие результаты фармако-психотерапии гомосексуальности, итоги такой коррекции (как, впрочем, и других методик лечения) серьезно никогда никем не обсуждались и мнение об их эффективности основывалось лишь на впечатлениях самого доктора и тем более они не рассматривались в долгосрочной перспективе.

В качестве фармакотерапевтических методов лечения гомосексуальности были предложены методы гормональной терапии (антиандрогены и эстрогены для мужчин), не изменявшие в конечном итоге сексуальной ориентации, но приводившие к серьезным гормональным сдвигам (импотенция, гирсутизм у мужчин и аменорею или кровотечения у женщин). К сожалению, неизвестна статистика применения методов лечения гомосексуальности в настоящее время. Можно предположить, однако, что все больше врачей склоняются к современной точке зрения, что воздействию должна подвергаться не сексуальность человека, а его самооценка и другие психологические проблемы.

Согласно опросу, проведенному Центром "Наш мир" среди геев и лесбиянок, за последние семь лет принудительному психиатрическому лечению (например, по настоянию родителей) подверглись 2% опрошенных. За помощью специалиста (психиатра или психолога) по поводу своей сексуальной ориентации хотя бы раз из 430 опрошенных обратились 9% (36 респондентов). Однако сказать наверняка, были ли это попытки искоренить свою гомосексуальность или найти психологическую помощь в связи с дискриминацией, очень сложно.

Обычно при преподавании в высших медицинских заведениях в курсе иных, кроме курса психопатологии, медицинских дисциплин существование гомосексуальности, замалчивается или она освещается негативно. В эпидемиологии гомо- и бисексуальность обязательно увязывается с эпидемией ВИЧ/СПИДа. При этом в так называемые "группы риска" в один ряд по старинке ставятся как инъекционные наркоманы и работники коммерческого секса, так и геи и бисексуалы, определяемые одним общим термином "деклассированные слои общества", что в сознании как будущих, так уже и практикующих медицинских специалистов продолжает формировать мнение о подверженности ВИЧ/СПИДу исключительно этих слоев населения 17.

Преподаванию основ сексологических знаний, в том числе касающихся формирования сексуальной ориентации, ни в медицинских, ни в каких-то иных вузах внимания практически не уделяется. В некоторых высших медицинских школах вообще не существует кафедр медицинской психологии, где бы рассматривались вопросы пола и эта дисциплина изучается на кафедрах психиатрии (как, например, в Луганском медицинском университете) или даже на кафедрах общественных наук, что конечно же не может обеспечить должного внимания не только гомосексуальности, но и сексуальности вообще. Таким образом, гендерные проблемы и вопросы сексуальной ориентации все еще остаются за бортом системы медицинского образования.

Как видим, за последнее время в Украине в области не только медицинской сексологии, но и всей медицинской теории и практики, в отношении гомосексуальности не произошло каких бы то ни было существенных изменений в лучшую сторону, кроме как формального принятия новой систематики психосексуальных расстройств, из которой гомосексуальность как психиатрический и сексопатологический диагноз исключена. Однако это далеко не определяет коренного изменения мировоззрения психиатров и сексопатологов. Причины такого положения, скорее всего, во-первых, в практическом отсутствии просветительской деятельности в области объективных сексологических знаний среди практикующих медицинских специалистов (даже среди психиатров и сексопатологов). Продолжают полностью замалчиваться не только проблемы гомосексуальности, но и проблемы сексуальности в целом. Во-вторых, в отсутствии передовых отечественных исследований в области сексологии (а не сексопатологии) и психологии (а не психиатрии) гомосексуальности. В-третьих, в традиционной консервативности взглядов медицинских специалистов.

Образование, социальные службы

Согласно официальному ответу Министерства образования на наш информационный запрос, никакого курса сексуального просвещения в общеобразовательных начальных учебных заведениях не существует. (Надо заметить, что таких курсов не существует и в средних специальных, и в высших учебных заведениях). Вместе с тем, какие-то сведения о сексуальности и связанных с ней проблемах учащиеся все же иногда в школе получают, обычно в курсе валеологии или каком-либо факультативном курсе. Вся такая информация предоставляется ученикам по усмотрению и разумению учителя, на его страх и риск. Никаких методических пособий или специальной литературы по этим вопросам органы просвещения не имеют. Стоит отметить, что по нашим данным, если уж учителя берут на себя смелость говорить с учениками о гомосексуальности, то обычно информацию они подают в нейтральном и достаточно дружелюбном плане, а отношение учеников в целом сходно с отношением широкого общества или более позитивно.

Нам известно циркулярное письмо Министерства образования (№ 1/9-242 от 2.03.95 г.), которое рекомендует не допускать на работу с детьми и подростками, особенно в учебных заведениях закрытого типа, интернатах и пионерлагерях, "взрослых с явно выраженными гомосексуальными наклонностями", причем никак не уточняется, что означает фраза "явно выраженные", однако Министерство образования в официальном ответе отрицает существование такого документа.

Работники социальных служб, подобно работникам сферы образования, стараются избегать темы гомосексуальности в своей работе, хотя признают существование таких вопросов. Как пример, можно привести интервью заместителя директора киевской Социальной службы для молодежи А. Кунцевой в № 7 журнала "Наш мир". Обычно в сферу их внимания попадают единичные, но самые тяжелые случаи, когда человек не в силах справиться с тяжестью вызванных враждебностью и равнодушием общества проблем и ему требуется срочная помощь профессионального психолога. Никаких просветительских широкомасштабных программ по борьбе против гомофобии службы социальной помощи не имеют и не планируют.

Политические и общественные организации

Во всем спектре украинских общественно-политических организаций некоторый интерес к состоянию лесбигеевских проблем проявляют только немногочисленные правозащитные группы (да и то многие из них предпочитают не связываться с этой темой) и организации, существующие на спонсорские средства с целью содействия развитию украинского негосударственного сектора. Из последних в нашей работе нам большую помощь оказал, в первую очередь, Международный фонд "Вiдродження", а также такие организации как IREX-ПроМедиа, Альянс Партнерства "Каунтерпарт". Из правозащитных организаций поддержку внутри Украины в ходе спора по поводу государственной регистрации нашей организации высказала только Украинская секция Международного общества прав человека. Международная Амнистия оказала очень существенную поддержку нашему Центру, но, согласно внутренним правилам ее работы, ее члены не могут вести правозащитную деятельность относительно собственного государства, поэтому отдельные члены украинского отделения Международной Амнистии помогали нам в личном качестве. Интересно, что, по их словам, предыдущий руководитель этого отделения крайне негативно отнесся к решению этой авторитетной международной организации признать нарушение прав геев и лесбиянок нарушением прав человека и начать мониторинг таких фактов.

Это вообще очень характерно для всех без исключения общественно-политических сил Украины - декларируя свою приверженность определенным ценностям и принадлежность к международным сообществам единомышленников, занимать в отношении соблюдения прав человека для геев и лесбиянок особую позицию или просто игнорировать существование проблемы. В этом отношении украинские партии разительно отличаются от своих западных единомышленников, хотя всеми силами пропагандируют "европейские ценности". В ходе опроса политических партий перед парламентскими выборами 1998 г., изо всех разосланных писем нами был получен ответ только из секретариата Либерально-демократической партии Украины. Несмотря на декларируемую приверженность ценностям либерализма и демократии, ответ, в частности, гласил: "...Открытая нетерпимость к гомосексуальности, присущая нашему обществу, основывается на христианском вероисповедании, которое относится нетерпимо к этому явлению. Бог в Библии через пророков и апостолов резко осуждает гомосексуализм и лесбиянство... Официальное введение института партнерства, разрешающее заключение гражданских союзов между однополыми парами, в христианском обществе недопустимо и трактуется как свидетельство полного духовного растления общества...". Оставим на совести автора замечание относительно осуждения лесбиянства пророками и апостолами - до сих пор еще никто не выискал в Библии ни слова об этом. Кроме того, отношение Библии к мужскому гомосексуализму трактуется разными теологами и исследователями по-разному.

Из разосланных перед последними президентскими выборами вопросов об отношении кандидатов в президенты к правам человека для лесбиянок и геев, из пятнадцати кандидатов ответ был получен только от Геннадия Удовенко. Возможно ему, как профессиональному дипломату, данная тема была не настолько внове, как для прочих. Однако в полученном письме фактически никакого ответа на поставленные вопросы дано не было. Дело ограничилось констатацией сложности и неоднозначности общественного отношения к упомянутой теме и предложением обратиться к официальной предвыборной программе кандидата, в которой, естественно, какой-либо ответ на интересующие нас вопросы отсутствовал.

Очень любопытными представляются слова одного из лидеров влиятельной Социал-демократической партии (объединенной) Леонида Кравчука, бывшего президента страны, а ныне координатора правого парламентского большинства. В интервью журналу "Полiтика i культура" 18 он сказал:

"Нам нужно работать в независимом государстве 500 лет, и я думаю, что тогда мы будем обсуждать проблемы сексуальных меньшинств не только нашей страны, но и всего мира. Но сейчас, когда страна переживает тяжелый финансовый и экономический кризис, когда миллионы людей не могут свести концы с концами, кому придет в голову обсуждать в парламенте такие вещи? Если бы кто-то вынес такой вопрос, остальные сказали бы, что этот человек сумасшедший. Мол, нашли тему... Не до этого нам!

Но я совсем не хочу сказать, что такой проблемы не существует. Она есть. У нас у всех растут дети, внуки, и все мы хотим видеть их нормальными людьми... так вот, и с ЭТИМ нужно что-то делать, по меньшей мере говорить, пытаться выяснить природу явления, понять, и, если возможно, предупредить.

При всем моем уважении к правам человека, я считаю, что ЭТО относится к психическим отклонениям. Я уже жизнь прожил, но и до сих пор не могу принимать ЭТО как что-то нормальное. Это или болезнь, или какая-то психическая патология... А может, результат воспитания на фоне зарубежных кинофильмов. Скажу больше. До последнего времени я просто не верил, что ТАКОЕ бывает в жизни. Думал, что это просто какая-то художественная фантазия, которую придумали люди. Но когда уже в зрелом возрасте я увидел все эти фильмы - художественные и документальные - я просто не нашел слов, чтобы объяснить это явление. И сейчас я этих слов не имею...

Мне гадко про это даже говорить. Это чистая правда. Я, как человек от земли, от природы, как нормальный, в конце концов, человек, не могу этого понять! Нет, эту ерунду я вряд ли смогу осознать... Может, я какой-то старомодный? Ну, не понимаю, хоть вы меня убейте!

Но ЗАКОН и демократия - превыше всего. Если запретить ЭТО, тогда возникнет искушение и основания запретить всё, что угодно. Мне нравится одно, вам - другое. Именно поэтому нужна диктатура закона и демократии".

Это честное и, думается, характерное для многих наших политиков мнение. Невозможно требовать от людей, чтобы они пересмотрели в мгновение ока взгляды, которые воспитывались в них с рождения. Однако, как показывает опыт того же Кравчука, даже бывший главный коммунистический идеолог советской республики может стать убежденным сторонником независимого и демократического государства. Для сегодняшнего лидера западной социал-демократической партии совершенно немыслимо было бы позволить себе такие высказывания, как процитированное. Надо думать, со временем (и вовсе не таким длительным, как упомянутые пять веков - Советский Союз рухнул за пять лет) отношение наших общественно-политических сил к вопросам, связанным с гомосексуальностью, приблизится к современному европейскому пониманию.

Церкви

Во многом вследствие широкой атеистической пропаганды и борьбы с религией в годы Советской власти, украинские церкви не обладают существенным влиянием на умы широкого общества (некоторым исключением является Западная Украина, где влияние греко-католической и православных церквей гораздо сильнее, чем в остальной части страны). Хотя большинство опросов показывает церковь как едва ли не самую уважаемую и пользующуюся доверием общественную силу, на практике подавляющееся большинство населения не склонно прислушиваться к ее мнению. Поэтому преимущественно негативное отношение украинских церквей к гомосексуальности и гомосексуалам не оказывает большого воздействия на общество. К тому же, церкви, подобно всем прочим, предпочитают не замечать эту тему и не затрагивать ее. Вообще, украинские церкви мало интересуются и вмешиваются в актуальные вопросы общественной жизни, занимаясь преимущественно решением собственных проблем, поиском государственной поддержки и межконфессиональными раздорами.

На последнем архиерейском соборе Русской Православной Церкви, крупнейшей религиозной конфессии в Украине (существующей на ее территории в виде полуавтономной Украинской Православной Церкви), была впервые четко определена позиция этой церкви по многим важным современным проблемам, в том числе и по отношению к гомосексуализму. Как и следовало ожидать, церковь "считает гомосексуальность греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека" 19. Никаких дискуссий о индивидуальной природной предрасположенности к гомосексуальности, о ее допустимости, о признании прав сексуальных меньшинств церковь не допускает и "осуждает всякую пропаганду гомосексуальности. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях" 19. Также церковь напрочь отвергает транссексуализм: "Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. "Смена пола" посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис" 19.

Наиболее распространенные конфессии Украины - три православные церкви, греко-католики, протестанты (преимущественно баптисты, адвентисты и пятидесятники, а также реформаты (в Закарпатье) и свидетели Иеговы), римо-католики, мусульмане и иудеи - отличаются большим консерватизмом и традиционализмом даже в сравнении со своими зарубежными единоверцами. Течения протестантизма и иудаизма, известные терпимостью в отношении гомосексуалов, в Украине практически не представлены. Наиболее толерантный к гомосексуальности буддизм в Украине распространен очень мало.

Вместе с тем, разумеется, сама гомосексуальность отнюдь не является редкостью в церковных кругах, как о том свидетельствуют наши собственные наблюдения и изредка появляющиеся публикации в прессе (к примеру, статья "Мальчики в монастырях - это подстилка под епископами", "Киевские ведомости" 20).

Примечания

1. Григорьев А. Гомосексуализм: взгляд постороннего. Мое здоровье. №4. 1999. С. 32-33.

2. Гринчук В. Вади бiологiчної статi. Ваше здоров'я. №7. 1999.

3. Киевские ведомости. 13.09.1997. С. 14.

4. Гей, славяне! Злодеяния совершаемые представителями сексуального меньшинства. Киевские ведомости. 8.10.1999.

5. Kyiv Post. осень 1999.

6. Киевские ведомости. 2.06.1998.

7. День. 14.11.1997.

8. Архив Центра "Наш мир".

9. Гульман Б.Л. Сексуальные преступления. Харьков: ИМП "Рубикон", 1994. С. 225.

10. Ворник Б.М. Патопсихологическая дифференциация транссексуализма, гомосексуализма и трасвестизма. Украинский вестник психоневрологии. 1995, т. 3, вып. 1. С. 98.

11. Свядощ А.М. Женская сексопатология. СПб: Питер Паблишинг, 1998.

12. Сексопатология: Справочник (Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др.) М: Медицина, 1990. С. 431.

13. Костыря А.В., Кукурекин Ю.В. Современная систематика сексуальных расстройств. Информационное письмо Луганской областной клинической психиатрической больницы №2123 от 23.07.99.

14. Кочарян Г.С. Психоанализ и сексуальные расстройства: Учебно-методическое пособие. Харьков: ХГУ, 1994.

15. Голанд Я.Г. Комплексная система психотерапии гомосексуальности. Психическое здоровье и пограничные состояния. Горький, 1983.

16. См. 11.

17. См. 9.

18. Полiтика i культура. №12. 1999. С. 43-44.

19. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. Проблемы биоэтики. XII. 9. Официальный Интернет-сайт РПЦ www.russian-orthodox-church.org.ru/sd12r.htm

20. Мальчики в монастырях - это подстилка под епископами. Киевские ведомости. 6.10.1998.


<<< К оглавлению Читать дальше >>>